От паники – к 100 баллам

Интервью с учителем русского языка и литературы о том, как сдать ЕГЭ без нервов и что делать, если всё забыл
Скоро у школьников начнётся горячая пора выпускных экзаменов. Однако даже те, кто уверен в своих знаниях, не всегда могут справиться с волнением. Как правильно подготовиться и распределить время на экзамене? Какие ловушки скрываются в заданиях по русскому языку? И что делать, если накануне экзамена кажется, что все труды по подготовке напрасны? Эти проблемы мы обсудили в беседе с филологом Татьяной Анатольевной Карелиной.
– Какие изменения произошли в формате ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку в этом году? На что выпускникам стоит обратить внимание?
– На мой взгляд, в ЕГЭ-2025 два принципиальных изменения. В задании № 27 (сочинение) теперь не нужно, как в прошлые годы, искать проблему в предложенном для анализа тексте и формулировать её. Проблема уже сформулирована в задании, причём в виде вопроса (это хорошо, так легче писать сочинение). Хорошее это новшество или нет, будет ясно, когда выйдут сборники типовых вариантов с текстами и формулировками проблем к ним. Ещё неизвестно, будут ли формулировки проблем от ФИПИ удобны для написания сочинений. Кроме того, формулировка своей позиции и аргумент к ней теперь оцениваются отдельно, двумя баллами, а не одним.
Прекрасно то, что баллов за сочинение можно набрать побольше. Кстати, общее количество первичных баллов за сочинение теперь 22, а не 21, как в прошлом году. В критериях оценки сочинения отдельно прописано, откуда нельзя брать аргументы для обоснования своей позиции: из аниме, манги, комиксов, фанфиков, графических романов и т.п. Минимальный объём сочинения, которое будут проверять, увеличен с 69 до 99 слов (меньшее количество слов – сочинение оценивается в 0 баллов). В формулировке задания указан объём «не менее 150 слов».
Есть некоторые изменения в критериях оценки сочинения (в частности, количество критериев сокращено до 10), но они, на мой взгляд, не принципиальны. Интересное: до З-х баллов повысили «стоимость» соблюдения речевых и грамматических норм. Задание на поиск выразительных средств речи теперь построено иначе. Не нужно искать средства выразительности в тексте – фразы с ними сразу перед глазами выпускника. Нужно только выявить и назвать выразительное средство, выбрав верный термин из предложенного списка. Это хорошее новшество, я думаю.
– Какие типичные ошибки допускают ученики на экзамене?
– Типичные ошибки встречаются чаще всего в заданиях 1-3. Частые ошибки – незнание разрядов местоимений, неумение работать с текстовым материалом, определять стили речи и языковые средства. Помимо этого, в задании № 4 участники ЕГЭ-2024 хуже справлялись с ударением в причастиях, глаголах настоящего времени, некоторых именах существительных и прилагательных.
В заданиях 9-15 типичные ошибки связаны с незнанием таких правил, как написание приставок ПРЕ- и ПРИ-, правописание Ъ и Ь, З и С на конце приставок, неправильным морфемным членением слова, неумением определять спряжение глагола, соотносить причастие с глаголом, от которого оно образовано, неправильным определением частеречной принадлежности слова.
Основные ошибки в заданиях 16-21 можно объяснить незнанием условий обособления причастных и деепричастных оборотов, неумением различать союзы и вводные слова («однако» как вводное слово и противительный союз), неумением определять границы простых предложений в СПП, наличием сложностей в распознавании одинаковых синтаксических конструкций.
– Как эффективно распределить время на экзамене?
– Плохие идеи: «Сначала соберусь с мыслями, а потом приступлю к работе», «Я сначала напишу сочинение, а потом спокойно решу тест», «Я сначала как следует проверю всё сочинение на черновике, а потом начну заполнять бланки 1 и 2», «В туалет можно выходить несколько раз, поэтому обязательно проверю свои ответы по шпаргалкам». В этих случаях времени на экзамене не хватит!
- Экзамен длится 3,5 часа — это не З часа 50 минут, а З часа З0 минут – для многих это всё ещё сюрприз.
- Если опоздать на экзамен, то дополнительное время не предоставляется. Кроме того, ещё 10-15 минут потребуется, чтобы организаторы напечатали и выдали бланки.
- Если для сочинения нужен дополнительный (третий) бланк, его выдадут только после того, как первые два кончатся. И на это тоже потребуется oт 5 до 15 минут.
- 15-20 минут потребуется на выход из аудитории попить, перекусить, найти туалет.
А вот, на мой взгляд, удачная, проверенная схема распределения времени на ЕГЭ:
ПЕРВЫЙ ЧАС
- Как только раздали бланки, проверяем, все ли странички на месте, и кладём на самый верх страницу с грамматикой (задание 8). Так ещё до начала отсчёта времени можно включиться в работу и выполнить относительно трудоёмкий блок заданий.
- 30 минут отводите на тестовую часть до задания № 22, обязательно пишите ответы и в самом задании, и на полях (например, расставляйте запятые и пропущенные буквы). Многие ухитряются правильно решить задание, но неправильно записать ответ.
- Прочитайте текст и идите пить воду (на 5 минут).
- 15 минут. Перечитываем текст, записываем очень примерно проблему и позицию автора (можно два разных варианта).
- 15 минут. Решайте задания 22-26
ВТОРОЙ ЧАС
- Работайте с черновиком сочинения. Если не успели написать обоснование и вывод – это не страшно. Главное – проблема, комментарий, позиция.
ТРЕТИЙ ЧАС
- Сделайте перерыв на 10-15 минут.
- 15-20 минут. Про бланк 1.
- Проверьте сочинение и перепишите готовую часть. Получите запасной бланк для сочинения (его выдадут только после того, как целиком заполнены основные).
Если осталось время – пишите на черновике обоснование и вывод. Если времени мало, пишите сразу на чистовике.
15 минут обязательно оставляйте на проверку бланков! Верно ли переписаны ответы, все ли они на бланке, все ли элементы сочинения есть в работе. Дописать абзацы сочинения или вычеркнуть абзац можно, это не влияет на баллы!
Приведу реальные примеры проблем учеников с распределением времени на экзамене: «Я вначале растерялась и 15 минут вообще не могла начать», «Я сначала решила прочитать текст, и из-за него заплакала, потом не могла решать тест», «Я легко нашёл две проблемы, начал писать одно сочинение, а потом передумал и стал писать другое», «Запасной бланк пришлось ждать 20 минут, не успела переписать», «Один час куда-то пропал, и уже сказали сдавать работы, а у меня бланк 1 пустой».
Любая из этих ситуаций может привести к пустому или неверно заполненному бланку 1 или к множеству ошибок в сочинении – то есть к низкому результату даже у сильного ученика.
И да, все мы привыкли к часам, таймерам и будильникам на телефоне. Отсутствие телефона на парте – дополнительный стрессовый фактор. В аудитории есть настенные часы, но о них все забывают. Будет хорошо, если вы найдёте механические часы и научитесь ими пользоваться.
– Как правильно поддерживать учеников во время подготовки к экзаменам?
– Я думаю, что необходимо принимать индивидуальность подростка, поддерживать в нём высокую самооценку, создавать доброжелательную атмосферу, использовать слова поддержки, эмоционально поддерживать, демонстрировать оптимизм, внести во взаимоотношения с подростками юмор, никогда не говорить про учащегося плохо, показывать свою доброжелательность, поощрять все проявления самостоятельности, не сравнивать ученика с другими.
Самый главный принцип, от которого стоит отталкиваться – принятие ситуации.
Дана Курбатова
Никита Устинов


