Елена Витальевна Макаренко: «Не проходи мимо, не оставайся равнодушным»

Каждый ученик гимназии № 11 г. Пермь знает, чьё великое имя носят её стены – имя русского театрального и художественного деятеля Сергея Павловича Дягилева. Его день рождения – 31 марта – значимая дата в жизни гимназии и всего культурного сообщества. Интересно, что 31 марта родилась и нынешний директор гимназии, почётный работник общего образования РФ Елена Витальевна Макаренко. Не потому ли жизненный путь педагога так переплетён с длинной и насыщенной историей учреждения? Ответ мы решили найти в интервью с Еленой Витальевной.
– Елена Витальевна, расскажите о вашей педагогической деятельности: с чего начиналась ваша история в Дягилевке?
– В Дягилевскую гимназию меня пригласили работать в воскресную школу ABC. Как специалист подготовки детей к школе, я с удовольствием согласилась. Уже через несколько месяцев мне предложили взять второй класс. Мне эта идея была близка.
Если говорить о моём профессиональном становлении, как учителя начальных классов, то оно, конечно, полностью состоялось здесь – в стенах нашей гимназии под руководством директора Раисы Дмитриевны Зобачевой. Традиции концертной деятельности, «Ученик и мастер», Дягилевские сезоны, встречи с приглашенными людьми, система дополнительного образования – эти составляющие воспитательного процесса гимназии мне дороги и близки, ведь всё это зарождалось на моих глазах. Можно сказать, что я, как молодой специалист, выросла в идеологии, которую выстраивала Раиса Дмитриевна.
– Расскажите, в чём заключалась эта идеология?
– Всё, что мы внедряли в воспитательный процесс, вся новизна, которая была включена во внеурочную деятельность, дополнительное образование – были органично вплетены в образовательный процесс и приняты нами, педагогическим коллективом. Велась активная деятельность по созданию и расширению пространства школьного музея. Мы собирали по крупицам экспонаты, появлялись архивные материалы, которые после 90-х г. стали доступными и позволили нам, например, выезжать с детьми в Бикбарду, в имение Дягилевых, в Свято-Никольский монастырь на волонтёрские работы.
– Какие изменения вам хотелось бы привнести в жизнь гимназии?
– Например, ввести изучение науки и её законов через объекты искусства. Это направление – Сайнс-арт (Science-art) – как мне кажется, очень подойдёт для нашей гимназии. Хочется, чтобы наших учеников постоянно что-то удивляло и восхищало в процессе познания. Чтобы ребёнок после уроков понимал, что жизнь в школе продолжается, и он может проявить себя ещё и в спорте, искусстве, творчестве или, наоборот, углублённо изучать интересующий предмет.
В школе должна непрерывно кипеть жизнь, которая завершалась бы только к вечеру: когда все уставшие и довольные расходились бы по домам, имея внутреннее желание вернуться сюда завтра – с новыми силами и открытиями. И чтобы учителя тоже были по-хорошему заряжены идеей нового дыхания, преобразования.
Хочется перейти на следующий уровень, опираясь на то, что у нас уже есть, и используя новые достижения в области технологий и цифровых возможностей.
– Какой курс развития гимназии выбран сегодня?
– С сентября 2024 года гимназия вошла в Ассоциацию общественно-активных школ. Это даёт нам возможность быть открытыми для других образовательных учреждений, для обмена педагогическим опытом, возможности делиться наработками как в научно-проектной, так и в концертной деятельности, достижениями музейной педагогики. Ну, и, конечно, быть активными лидерами в различных проектах.
Также совсем недавно мы стали инновационной площадкой проекта «Школа доброжелательных отношений» на Федеральном уровне. Для меня важно, чтобы отношения, которые выстраиваются между семьёй, школой и ребёнком, были понятными, приемлемыми для всех сторон и имели экологичный характер. Это одна из наших задач.
Не остаётся без внимания и олимпиадное движение, работа с одарёнными детьми. Необходимо, чтобы деятельность в этом направлении активно продолжалась. Мы стремимся к тому, чтобы наши ученики не останавливались на достигнутом и покоряли региональный и всероссийский уровни олимпиад и научных конференций. Мы гордимся каждым таким ребёнком и желаем, чтобы их становилось всё больше.
– Сталкиваетесь ли вы с трудностями в вашей профессиональной деятельности? Что мотивирует вас идти вперёд?
– Любые нововведения и идеи всегда сопряжены с определёнными рисками. Трудности, препятствия и преграды, безусловно, существуют, но, преодолевая их, мы крепнем, развиваемся и вырастаем над собой. Это открывает перед нами возможности двигаться дальше и верить в свои силы. Мне хотелось бы, чтобы в учебном и воспитательном процессе педагогический коллектив акцентировал внимание на одарённых детях. Очень важно не упустить талант ребёнка, помочь развить его способности в нужный момент, успеть заметить и подсказать. Лично мне приятно отметить, что при количестве обучающихся более 930 человек, треть детей приняла участие в школьном этапе ВсОШ. Для меня это является показателем того, что учителя увидели потенциал в ребятах. Это вдохновляет нас, учителей, и наполняет смыслом нашу жизнь. В этом, пожалуй, и заключается миссия педагога.
– Получается, миссия учителя – это дать каждому ребёнку возможность развиваться и проявлять себя?
– Если у ребёнка есть какие-то трудности, то нам, педагогам, нужно правильно построить его образовательный маршрут. Не отмахнуться, не пройти мимо, а помочь определить свою зону ближайшего развития. Таким образом, мы создаём для него условия уверенности, показываем свою заинтересованность. Каждый сегодняшний ученик будет возглавлять и регулировать общество в будущем. Поэтому, от того, как мы их сейчас воспитаем, будет зависеть, в каком мире мы будем жить дальше.
Я всегда говорю своим выпускникам: не так важно, как вы учились по математике или русскому, главное, чтобы вы выросли Человеком с большой буквы. И на выпускных вечерах я смело смотрю в глаза выпускникам, их семьям, потому что, будучи учителем, а сейчас и директором, я никогда не остаюсь равнодушной ни к одной сложившейся ситуации. Такое вот педагогическое кредо: не проходи мимо, не оставайся равнодушным к тому, что вокруг тебя происходит.
Беседовала Анастасия Сергеевна Меньшакова


