ШКОЛА БУДУЩЕГО – ШКОЛА БЕЗ ОТМЕТОК

15 сентября, 19:43

Сегодня всё больше новых, современно ориентированных школ переходят на безотметочное обучение. Сторонники такого подхода говорят: разве мы можем представить взрослую жизнь с ежедневными отметками? Ты сегодня сделал уборку на «три», позавтракал на «два», доехал до работы на «четыре». Так зачем же ребёнку эти отметки? Встречный вопрос: а как оценивать?

 

Вопрос оценивания знаний обучающихся всегда сопровождал школу. Первые школы (Восток, Греция, Италия, Византия) не имели систему каких-то баллов; она появилась лишь в иезуитских школах, педагоги которых придерживались концепции соревновательной деятельности как показателя успешности ребёнка.

 

В России же была заимствована французская 100-балльная система для женских образовательных учреждений. Постепенно 100 баллов перешли в 12, а затем и в современные нам 5. Кстати, после октябрьской революции А.В.Луначарский принял постановление, согласно которому в школах упразднили отметки, а переход из класса в класс осуществлялся по успехам обучающихся в течение года и по отзывам педагогов. Однако данный эксперимент потерпел крах, а вскоре появились знакомые каждому учителю ЗУНы – знания, умения, навыки – которые с 1935 года в устной форме оценивались по 5-балльной системе, а с 1944 года – в письменной, привычной нам.

 

Дима Зицер, педагог, директор школы с безотметочным обучением «Апельсин», в интервью Анне Уткиной («Правмир», 2016 год) сказал следующее: «Оценка в принципе закрывает мир, делает его очень ограниченным». Зицер уверен, что ребёнок познаёт мир и получает знания не для того, чтобы его кто-то похвалил или отругал, а для того чтобы познать мир и получить знания! И возникает вопрос: зачем мы оцениваем? В чём наша цель?

 

Какие плюсы такой безотметочной системы? Я могу выделить следующие пункты:

1. Эмоциональное состояние ребёнка более комфортное, он не переживает стресс от получения «2».

2. Больше шансов оказаться в «ситуации успеха». Ребёнок не боится высказывать своё мнение.

3. Отсутствуют конфликтные ситуации на почве необъективного оценивания работы учителем.

4. Ребёнок начинает учиться не для получения отметки, а для получения знания.

 

Однако можно выделить и минуты такого подхода:

1. Необходима разработка иной системы объективного оценивания работы учащегося.

2. Родители не всегда могут отследить, какие темы их ребёнку необходимо «подучить».

3. По мнению многих педагогов, безотметочное обучение расслабляет обучающихся и способствует отсутствию мотивированной работы.

4. С точки зрения педагога возникают затруднения в ведении отчётности.

5. Сам ребёнок в силу своего возраста не всегда способен объективно оценить собственные знания и возможности.


В прошлом году в Липецкой области решили провести подобный эксперимент – пилотный проект «Новая школа». Кстати, вдохновлялись при этом именно концепцией Димы Зицера. Школы-участники проекта говорят, что ребёнка надо сравнивать не с другим ребёнком, а с самим собой: вчера было 5 ошибок, а сегодня 3 ошибки – это прогресс. Для общения с родителями вместо дневника с отметками разработали дневник личностного роста и тетрадь достижений: важно давать обратную связь ученику и родителю без традиционной 5-балльной системы.


В системе без отметок два главных вопроса: чего достиг ученик сегодня и что ещё нужно сделать, над чем необходимо работать. А мой главный вопрос: эффективнее ли такой подход по сравнению с традиционным, если ВПР, ОГЭ и ЕГЭ всё ещё актуальны.

 

Валерия Евгеньевна Симпатова

Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми

 


Читайте также
ТЕАТР ДЛЯ ВСЕХ
9 сентября, 17:03
В 2021 году в сфере искусства и культуры появилось множество полезных инициатив. Одной из них стал аудиогид, созданный Пермским театром оперы и балета. Проект, изначально предназначавшийся для знакомства с театром людей с нарушениями зрения, в конце августа стал доступен для всех, кто интересуется его историей и архитектурой. Подробнее о проекте и о том, зачем нужны подобные инициативы — в нашем материале.
Подробнее
ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ — ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
8 сентября, 23:17
Пермский край является ключевым пилотным регионом, на территории которого реализуется сразу несколько федеральных проектов в сфере детского туризма. 23 августа в Администрации губернатора прошло заседание Пермского регионального межведомственного проектного офиса по развитию детского туризма Российского Союза туриндустрии. На заседании присутствовали министр по туризму и молодежной политике Пермского края, представители Министерства образования и науки Пермского края, федеральные эксперты и представители Пермской туриндустрии. Главные тезисы, прозвучавшие на заседании, — в нашем материале.
Подробнее
ЕЛЕНА ПЕРЕСКОКОВА: ЧТО НУЖНО НАШИМ ДЕТЯМ?
8 сентября, 22:57
Год назад, в сентябре 2020 года, был создан Проектный офис Российского союза туриндустрии по детскому туризму. Членами офиса стали представители турбизнеса, органов власти, общественных организаций, члены экспертного сообщества. Елена Перескокова, руководитель проектного офиса, рассказала о деятельности своей организации и запросах, предъявляемых сфере детского туризма образовательными организациями и родительским сообществом.
Подробнее