Анатолий Чепурин: «Лицей – это супермаркет»

10 июля 2019 , 14:40

Конец учебного года – время не только подведения итогов, но и планирования будущего. О том, каким будет 2019/2020 учебный год для лицея №2, мы поговорили с директором образовательного учреждения Анатолием Викторовичем Чепуриным.

Перемена-Пермь: Анатолий Викторович, как идёт приёмная кампания? Можно ли делать какие-либо промежуточные выводы?

Анатолий Чепурин: Прямо сейчас идёт приём заявлений. Вступительная диагностика знаний у нас началась 24 июня. По её результатам и происходит зачисление. Укомплектован лицей будет до начала июля. Планируется набрать 12 классов. Норма набора в один – 24 ребёнка, но в этом году мы скорее всего будем принимать по 26. Почему? Учиться у нас непросто. Требования к учебной нагрузке выдерживают не все. К тому же, обучение в лицее и дополнительное образование вне его стен – вещи почти несовместимые. Поэтому в первой половине учебного года у нас, как правило, происходит небольшой отток детей, по 1-2 человека из класса. 26 – это «с запасом». А даже если все останутся, условия для их обучения у нас есть. Кроме того, моя этическая позиция такова: если тебе ребёнок доверился, выбрал твою школу, мы должны максимально помочь ему реализоваться и окончить учреждение достойно.

П-П: Какие профили наиболее востребованы в лицее?

А.Ч.: На Дне открытых дверей бешеной популярностью пользовались медицинский и биологический классы, и динамика подачи заявлений это вполне подтверждает. Остальные классы тоже набираются, пока без конкурса. Вопрос остаётся только по геолого-географическому профилю. Его низкая популярность у нас связана с общими тенденциями по всей стране: результаты ЕГЭ по географии требуются для поступления лишь в немногие вузы. Но ситуация в ближайшем будущем может измениться. Есть послание Президента РФ о возвращении географии как обязательной дисциплины для изучения в старшей школе, а также распоряжение о включении географии в перечень предметов для приёма в вузы. Нам всё-таки хотелось бы открыть этот профиль, он уникален, ведь в Перми – единицы школ, в которых на старшей ступени преподаётся география на таком высоком уровне. У нас же есть все условия: крепкие связи с геологическим и географическим факультетами классического университета и великолепный учитель.

П-П: Расскажите немного подробнее о медицинском классе. Насколько нам известно, гимназия №6 также с этого года открывает такой профиль. Как так вышло?

А.Ч.: Это естественный ход вещей. Когда мы разговаривали с Пермским медуниверситетом об открытии медицинского класса, было заявлено, что такой опыт на территории города Перми уже имеется, как раз в гимназии №6. На пальму первенства и авторское право мы здесь не претендуем! У нас уже есть идеи по поводу сетевого сотрудничества с гимназией, совместных мероприятий, практик, обмена опытом. Более того, договорённость с ПГМУ предполагает не исключительное право у лицея на открытие медицинских классов, а скорее франшизу, возможность открытия их в любом другом учреждении с нашей методической помощью. Спрос пока явно превышает предложение, и по законам рынка мы должны на это отреагировать.

П-П: Как возникла идея открыть медицинские классы?

А.Ч.: Профориентация – это баланс между личными потребностями ребёнка, возможностями среды и запросами рынка рабочих мест. Если ориентироваться только на текущие возможности школы, то наши дети, наверное, будут неуспешными. Запрос на квалифицированные медицинские кадры есть, спрос у детей тоже. А наша старшая школа пока не слишком быстро на это реагирует. Говорят, мол, зачем, есть же биологический профиль. Так две трети выпускников биологических классов – медики. Моя позиция такова – если ребёнок идёт в медицину, он должен попасть в медицинский, а не в биологический класс. При этом биологический класс остаётся, ведь у нас есть желающие заниматься биологией в чистом виде.

П-П: Чем будет отличаться обучение в медицинском классе?

А.Ч.: Биология, химия и физика будут усилены медицинской составляющей. Важное значение приобретут профессиональные практики. Конечно, мы не придём в кабинет хирурга, не встанем у него над душой и не будем смотреть за ходом операции. Важно приобрести способность работать в направлении «человек-человек», сопереживать, помогать, быть готовым обслужить. Поэтому развитие среди лицеистов получит медицинское волонтёрство, освоение навыков первой помощи пострадавшим.

П-П: Помимо профиьных, в лицее есть универсальные классы, верно?

А.Ч.: С 2019 года мы прекращаем набор в универсальные классы. Предыдущее руководство лицея видело в них определённые плюсы для тех, кто не определился, кому сложно к 1 сентября сделать конкретный выбор. За прошедший учебный год мы поняли, что, с одной стороны, мы делаем для этих детей добро, даём время определиться и уже в начале 11 класса выбрать профиль, но, с другой стороны, приводим к ситуации, когда за 8 реальных учебных месяцев до экзаменов они должны освоить программу профильного курса. Это практически невозможно, год всё равно потерян! Вероятность массового хорошего результата снижается. Более того, затем эти классы очень неравномерно распределяются по новым профилям. Выбор некоторых детей совсем не вписывается в то, что мы можем предложить. У нас возникает два варианта: либо заставить их учиться по нашему учебному плану, меняя их внутреннюю природу, что недопустимо, либо работать по индивидуальным учебным планам, что очень сложно с организационной точки зрения и применимо для школ с малым количеством обучающихся. Такой практики у нашего лицея пока нет. Лучше, чтобы ребёнок определился со своими интересами и приоритетами заранее. Раз уж мы школа для старшеклассников, индивидуальный план ученика – это выбор подходящего учебного плана из предложенных. И если уже в процессе обучения что-то изменится, мы дадим ребёнку возможность выбрать другой профиль, перейти из одного класса в другой в течение первого триместра.

П-П: Что всё же будет с теми, кто сейчас учится в универсальных классах?

А.Ч.: Для них однозначно будут предложены индивидуальные учебные планы. Но лишь в качестве исключения. Сейчас набор идёт по следующей концепции: в рамках наших 10 учебных планов действуют все логичные и полезные для последующей профессиональной траектории комбинации предметов. Индивидуализация возможна в части элективной составляющей (практики, проекты, олимпиады, исследовательские работы и т.д.).

П-П: Традиционно лицей №2 считался учреждением при Пермском государственном университете. Сохраняется ли эта связь сейчас?

А.Ч.: Конечно, мы занимаем первое место в рейтинге по количеству абитуриентов ПГНИУ среди пермских школ.

П-П: Не было ли у университета возражений по поводу открытия медицинского класса в сотрудничестве с ПГМУ?

А.Ч.: Мы согласовывали этот вопрос с Игорем Юрьевичем Макарихиным, ректором ПГНИУ. Эта та часть, в которой вузы не пересекаются, не конкурируют. Мы не оттягиваем число будущих студентов, а лишь расширяем спектр оказываемых услуг. Вообще говоря, новую концепцию нашего образовательного учреждения можно сформулировать метафорично: «лицей – это супермаркет». Здесь ребёнок может выбрать всё, что его интересует, а не только то, что даёт классический университет. Мы понимаем его специфику, но помним и о том, что готовим кадры для города, а также ориентируемся на запросы детей. Помимо ПГНИУ и ПГМУ, у нас подписаны соглашения с ПГГПУ и пермским кампусом ВШЭ. Почему так? К примеру, педагогические компетенции должны быть сформированы у каждого человека, каждого будущего родителя. Мы займёмся этим не массово и не принудительно, а в рамках педагогических отрядов, создаваемых совместно с педуниверситетом. Тем самым мы показываем детям больше. Однако стратегическим нашим партнёром всё равно считаем классический университет.

П-П: В предыдущем интервью Вы упоминали о создании на базе лицея воркшопов и коворкингов. Это шаг в сторону детей?

А.Ч.: Конечно. Дети здесь чувствуют себя прекрасно. Лицей создан для них, это их среда, они диктуют здесь определённые правила… Конечно, под педагогическим сопровождением – есть ведь объективные границы. Но всё же здесь для детей возможности совершенно другие, нежели в любой другой школе. Даже в рамках своего класса сложно бывает найти товарищей по интересам – игре на гитаре, художественным пристрастиям, политическим убеждениям и т.д. В лицее же совершенно другая среда. Здесь в одно время находятся 600 человек твоего возраста, и ты пересекаешься с ними на разных мероприятиях: от гитарников и чемпионатов по футболу до тренингов по командообразованию и церемонии открытия собственной выставки. Не лишая лицей академичности, мы разворачиваемся в сторону личностей учеников, развития у них «мягких навыков», среди которых ответственность, коммуникабельность, умение быстро принимать решения, креативность, стрессоустойчивость, обучаемость и умение обучать других, критическое мышление, управление временем и финансами.

Беседовал Дмитрий Шилов
Фото: личный архив лицея №2


Читайте также
В КАКИХ ПРОЕКТАХ СТОИТ ПОУЧАСТВОВАТЬ ВЫПУСКНИКАМ
Вчера, 21:43
Проектная деятельность – отличный способ себя показать, на других посмотреть, а заодно и получить ценный опыт. Для учеников выпускных классов призёрство или победа в подобных проектах может даже означать дополнительные баллы при поступлении.
Подробнее
КАК СДЕЛАТЬ ПОСЛЕДНИЙ ПОДАРОК УЧИТЕЛЮ НЕЗАБЫВАЕМЫМ
7 октября, 20:04
Близится День учителя – профессиональный праздник всех педагогов, которые указывали нам путь к знаниям многие годы. Выпускники, у которых с учителями хорошие отношения, могут спрашивать себя – что подарить на День учителя в последний раз, да так, чтобы запомниться?
Подробнее
ПЕРВЫЙ ДЕТСКИЙ ФОРУМ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЮ
4 октября, 19:27
В сентябре состоялся итоговый этап I Детского форума по исследовательской работе и коллекционированию в Пермском крае. Он позволил дошкольникам и школьникам презентовать свои коллекции, рассказать о своей исследовательской работе, основанной на коллекционировании.
Подробнее