Наталья Аверьянова

17 апреля, 09:24

В начале апреля в стенах Пермской краевой библиотеки им. Чехова, мы встретились с человеком, чьё имя десятилетиями связано с педиатрией и медицинским образованием. Врач, педагог, учёный, наставник – Наталья Ивановна Аверьянова посвятила жизнь заботе о детском здоровье и подготовке новых поколений врачей. В рамках подготовки фотовыставки «Маяки Отечества» мы поговорили с ней о пути в медицину, наставниках, профессиональном кредо и о том, что движет врачом, делающим своё дело во благо будущего страны.

 

«Просто захотела стать врачом»

 

— Наталья Ивановна, как Вы пришли в профессию?

 

— Я родом из Кировского района, закончила 19-ю школу (сейчас – школа «СинТез») с золотой медалью. В семье медиков не было, но в школе я активно занималась медицинской подготовкой – до сих пор храню снимки, где перевязываю «пострадавших». Это было первым знакомством с медициной, которое в итоге переросло в призвание.

Решение идти в медицину приняла осознанно. В наше время с медалью можно было поступить без экзаменов, но конкурс был сумасшедший – и я всё равно прошла все испытания. Педиатрического факультета тогда не существовало, был только лечебный, туда я и поступила – ни разу не пожалела.

Сначала думала стать невропатологом, а не педиатром. Три года честно отработала на участке. Но потом захотелось двигаться дальше – подала документы в ординатуру. Тогда интернатуры ещё не было, только ординатура, и нас направили в Екатеринбург по целевому направлению. Это было прекрасное время – и до сих пор сохраняются связи с теми университетами.

Вернувшись, я уже была мамой – у меня родилась дочь, позже – сын. Посидела немного в декрете и поняла: мне снова не хватает профессиональной деятельности. Поступила в аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию – и начала преподавать. Так начался мой путь врача и педагога.

 

Наставники и школа профессионального мастерства

 

— Кто сыграл ключевую роль в Вашем становлении как врача?

 

— Огромное влияние на меня оказала профессор Аделаида Ивановна Егорова. Именно под её руководством я защитила кандидатскую диссертацию по патологиям у недоношенных детей. Это был бесценный опыт: она – поистине мощная фигура, не просто учёный, а живой пример, к которому хочется стремиться.

 

— Вы были знакомы с Евгением Антоновичем Вагнером?

 

— Да. Он звал меня ласково: «Девочка моя». Общения с ним было не так много, но каждое слово, каждая встреча – оставляли глубокий след. Он был не просто выдающимся хирургом, а личностью масштаба эпохи. То, что университет сегодня носит его имя – абсолютно справедливо. Таких, как он, сейчас, увы, почти не осталось.

 

Школа учеников и дело жизни

 

— Вы воспитали целую плеяду учеников. Расскажите о них.

 

— Под моим руководством были защищены 33 кандидатские и одна докторская диссертация. Все мои ученики – достойнейшие люди, многие работают в Пермском медуниверситете, кто-то – в других городах, даже за границей. Мы поддерживаем связь до сих пор.

 

Кафедрой пропедевтики детских болезней я заведовала 40 лет. Все преподаватели на ней – мои ученики. И, без лишней скромности, скажу: они настоящие, крепкие профессионалы, преподаватели с большой буквы. Многие из них уже сами стали ветеранами, но по-прежнему верны профессии.

 

— Вы — основатель Пермской школы детских нефрологов. Как она возникла?

 

— Всё началось с больницы им. Пичугина (бывшая 9-я детская). Там появилось отделение детской нефрологии, мы наладили тесное сотрудничество кафедры и больницы. Со временем организовали научное общество детских нефрологов, которое потом объединилось со взрослым нефрологическим сообществом.

 

Болезни почек – проблема острейшая. Особенно страшно, когда они начинаются в детстве и переходят в хроническую форму. Поэтому наша задача – готовить врачей, которые будут понимать эти болезни глубоко, комплексно. Мы проводим конференции, курсы, научную работу. Это – моя зона ответственности по сей день.

 

Главное – не навредить

 

— Вы много лет обучали студентов. Что для Вас – суть медицинского воспитания?

 

— Прежде всего – деонтология. Это не просто раздел медицины, это её душа. Это о том, как врач должен вести себя с пациентом, как словом не убить человека, как вселить надежду и облегчить боль. Всё имеет значение – внешний вид, интонация, поведение. Чистый халат, тёплые руки, ласковый голос – особенно, если перед тобой ребёнок и его мама. Мы не имеем права ранить. Мы обязаны – лечить и поддерживать.

 

Деонтология учит и тому, как строить отношения внутри коллектива, чтобы не было конфликтов и ошибок. А ошибки в нашей профессии могут стоить жизни. Поэтому моральная ответственность врача – основа основ.

 

— Вы и сейчас активно работаете?

 

— Да. Я – эксперт Высшей аттестационной комиссии, рецензент в двух российских медицинских журналах. Консультирую на кафедре, пишу статьи, работаю в составе нефрологического общества. Формально – на пенсии. По факту –  ещё в строю!

 

Беседовали Дарья Тылибцева и Василиса Чикунова