ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС

«Пятый класс – это первый класс» - я часто слышу такое выражение от своих старших коллег. Раньше совершенно не понимала этого: как такое возможно, если пятиклассники уже вполне самостоятельные школьники, многое знают, умеют, привыкли к образовательному процессу. А затем, получив заветный приказ о классном руководстве, поняла эту простую истину, с чем сегодня с вами и поделюсь.
Действительно, современная школьная программа, построенная на ФГОСах, предполагает преемственность начальной и средней школы. Но даже если не знать всех этих тонкостей, то, кажется, это понятно практически любому: ребёнку должно быть комфортно при переходе из одной ступени обучения в другую.
Да, безусловно, это всегда стресс: смена обстановки, много-много новых учителей, занятия в разных кабинетах, подстраивание под требования разных учителей. Как помочь ребёнку наиболее эффективно справиться с получением новой роли и обойтись наименьшими потерями?
Во-первых, необходимо помнить, что конец 4 – начало 5 класса – это самое начало того самого ужасного и могучего кризисного периода, связанного с физическим созреванием, иными словами, переходный возраст. У всех он, конечно, начинается индивидуально, но для некоторых сопровождается ещё и стрессом от нового обучения в средней школе. Здесь же на ребёнка как бы комом ещё и наваливаются смена ведущей деятельности, повышается тревожность. Одним словом, это те факторы, которые не всегда даже на все 100% зависят от темперамента и характера ребёнка. Но не стоит думать, что человека взяли и подменили. Надо очень внимательно относиться к вашему ребёнку дома, замечать какие-то мелочи в изменении поведения, уделять ему больше времени. В свою очередь, школа тоже не остаётся в стороне: существует адаптационный период, который в среднем занимает первое полугодие 5 класса. В это время все привыкают друг другу: дети и учителя. Отметки ставятся лояльнее, слишком сложные темы ещё не изучаются (да и по программе, чаще всего, повторение пройденного), а классный руководитель практически всегда находится рядом с ребятами. Здесь же стоит незамедлительно обращаться к специалисту, если вы замечаете серьёзные изменения в поведении ребёнка. На ранних стадиях всегда легче разобраться с проблемами.
Во-вторых, я часто слышу, что ребёнок раньше был отличником, а теперь у него появились четвёрки и даже тройки. Почему так происходит? Здесь стоит учесть несколько факторов: появление новых предметов, тот же самый адаптационный период, снижение внешнего контроля, отсутствие единства требований у разных предметников и смена традиций классного коллектива, которые формировались в период всей начальной школы. Однако стоит отметить, что всё же преемственность между 1-4 и 5-9 классами существует: самое главное требование у всех одно – это умение и желание учиться, используются похожие формы и методы обучения (индивидуальное, групповое, парное), а также существует взаимосвязь между программами начального и среднего обучения (с оговоркой: не на все 100 %). Важно в этот период не ругать ребёнка за снижение успеваемости, а поддерживать его и объяснять, что отметки – это то, что можно исправить, если приложить чуть больше усилий, а педагогам стоит идти навстречу к обучающимся, особенно если сам ребёнок хочет учиться!
В-третьих, те самые ФГОСы – это ориентир любого учителя. И если мы внимательно их изучим, то увидим, что начальная школа закладывает навыки самостоятельного поиска знаний, средняя ориентирована на самостоятельную навигацию по освоенным предметам при решении конкретных задач, а уже старшее звено предполагает применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки. Ведущим подходом является системно-деятельностный, при котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе, то есть фокус школьного обучения расположен на становлении личностных качеств и характеристик будущего выпускника. Поэтому стоит рассматривать всё пространство обучения как единую систему. Да, неидеальную, но всё же стремящуюся к таковой.
Для создания комфортных условий для эффективного перехода и последующей образовательной деятельности ученика проводятся семинары, круглые столы и мастер-классы между педагогами начальной и средней школы, адаптационные советы по итогам четвертей и года, а некоторые педагоги среднего звена даже посещают уроки в начальной школе.
При переходе в 5 класс важно понимать, что вашему ребёнку как никогда нужны ваша поддержка, внимание и доброе слово. Покажите ему, что он не один, вы рядом, вы вместе будете решать все проблемы поэтапно – и тогда процесс обучения и адаптации станет чуть легче!
Симпатова Валерия Евгеньевна
Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми

