НАВЫКИ XXI ВЕКА

10 ноября 2020 , 07:24

Мы постоянно слышим, что в системе образования что-то меняется/добавляется/убирается. Почему? Всё просто: идём в ногу со временем. А это значит, что и учителя, и школьники сегодня должны обладать навыками XXI века. Школьники – на выпуске из образовательного учреждение, а учителя – всегда. Так что же представляет из себя эта звучащая ото всюду фраза «навыки XXI века»?

 

Всё очень просто: нужно воспитать и обучить такого подростка, чтобы он владел не только предметной информацией, но и современными компетенциями, которые сегодня требует руководитель. Навыки XXI века – это своеобразный ответ вызовам времени.

 

Цифровая революция, роботизация, коммуникационная революция (интернет), применение биотехнологий, разрушение биосферы, накопление пластика, глобальное потепление и рост взаимозависимости сообществ мира порождает глобальную неопределённость: что с этим делать? Как в этом разобраться? КТО может в этом разобраться? Конечно, современный человек.

 

Работодатели выделяют 12 навыков XXI века, определяя их в 3 большие группы: взаимодействие – особенности мышления – ключевые качества. Причём последняя группа является самой важной. Достигнуть таких компетенций можно лишь тогда, когда овладеешь всеми предыдущими.

 

К группе «Взаимодействия» относят:

  • умение сотрудничать,
  • коммуницировать,
  • адаптироваться к различным ситуациям,
  • управлять этими изменениями.

 

В группе «Особенности мышления» работодатель отмечает:

  • системность,
  • гибкость,
  • креативность,
  • скорость.

 

И в «Ключевых качествах» выделяют:

  • твёрдость характера,
  • смелость ошибаться,
  • умение управлять проблемами,
  • эмоциональный интеллект.

 

В связи с запросами общества система образования меняет свои ориентиры. Сегодня мы не учим по советским ЗУНам (знания, умения, навыки). Нет. На первый план как раз выходят компетенции, которые формируются вне зависимости от предметной области. Критическое мышление, когнитивное и социально-эмоциональное состояние обучающихся неотделимы друг от друга.

 

Возможно, понятнее будет объяснить набор навыков XXI века через зарекомендовавшую себя систему 4 «К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (то есть сотрудничество).

 

И как же нам, учителям, формировать такого суперчеловека? На самом деле, этим мы и так занимаемся, просто не всегда знаем, что развиваем именно эти навыки. В докладе «Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий», представленном на всемирном экономическом форуме ещё в 2016 году была выявлена чёткая структура, состоящая из видов базовой грамотности, компетенций и качеств характера, которые должны присутствовать у современного выпускника школы/ВУЗа, чтобы он был востребован на рынке труда. И тут мы, учителя, с первыми двумя блоками прекрасно справляемся (а вот качества характера, как ни крути, не привьёшь, если их у человека нет).

 

Виды базовой грамотности: языковая, числовая, естественно-научная, ИКТ, финансовая, гражданская и культурная. Необходимые компетенции: тот же набор 4 «К». Качества характера: любопытство, инициативность, настойчивость, адаптивность, лидерство, социальная и культурная осведомлённость.

 

Сегодня многие школьники зажаты в рамки отметок. «Учись хорошо, иначе выпорю тебя ремнем» / «Иначе заберу твой планшет/телефон/приставку». Но это в корне неверно. Все мы ошибаемся. Ошибаться – нормально. Ошибиться может ученик, родитель и учитель. Но умение принять свои ошибки, сделать выводы и двигаться дальше – вот что важно. Кого возьмёт работодатель на работу? Того, у кого нет поражений, или того, кто ошибался, но встал и продолжил путь? Поверим словам директора по продуктам компании Google, создателя мобильного приложения Youtube Mobile, Андрея Дороничева, который смог из обычного парня, готового к развитию, обладающего навыками XXI века, стать «большой шишкой» в мировой компании и завоевать себе имя на рынке IT-технологий: современный работодатель выберет того, кто ошибался несколько раз, но продолжил свой путь. И пусть это станет стимулом для многих из нас!

 

Симпатова Валерия Евгеньевна

учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми

 


Автор:


Читайте также
Вера Селянинова: «Экономику страны делают рабочие кадры»
13 августа, 05:33
Вера Александровна Селянинова – педагог, директор образовательных учреждений с многолетним стажем, основатель и руководитель центра повышения квалификации «Становление». Её карьера началась в сельской школе, продолжилась в профессиональных училищах, а сегодня команда под её руководством обучает специалистов по всей России и за её пределами. В интервью мы обсудили тонкости профессионального самоопределения, современные подходы к обучению и мифы о рабочих профессиях.
Подробнее
Раиса Кассина: «Создаём условия, чтобы каждый школьник знал, кем он хочет стать»
13 августа, 05:16
Редакция краевой школьной газеты «Перемена-Пермь» совместно с юнкорами МАОУ «СОШ № 55» г. Перми поговорили с Министром образования и науки Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной о том, как правильно выстроенная профориентационная работа помогает современным подросткам выбрать будущую профессию.
Подробнее
Маркировка рекламы – важная составляющая грамотной журналистской работы
16 июня, 08:39
С 1 сентября 2023 года в России действует новый порядок маркировки рекламы в Интернете. Согласно закону, все рекламные материалы, размещаемые в сети, должны быть зарегистрированы через операторов рекламных данных, а креативы (визуальное или текстовое оформление рекламы, направленное на повышение эффективности коммуникации с целевой аудиторией) – снабжены специальным идентификатором. По этому поводу 9 июня в Пермской торгово-промышленной палате была организована практическая бизнес-игра «Маркировка рекламы». Мероприятие вызвало большой интерес у представителей малого и среднего бизнеса, маркетологов, блогеров, специалистов рекламных агентств и СМИ. Редакция «Перемены Пермь» тоже приняла участие в бизнес-игре.
Подробнее