СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ: ЧТО МЫ МОЖЕМ ИМ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ?
29 сентября в Перми состоялся Всероссийский медико-педагогический форум «Здоровье школьников: сохранить и преумножить». В рамках мероприятия прошла конференция для медработников учебных заведений «Здоровье учащихся. Как сохранить?». В центре дискуссии: школьно-обусловленные заболевания, раннее выявление изменений в состоянии здоровья учащихся, создание единой профилактической среды в школе и многое другое.
Конференция имела чрезвычайно широкую географию: присутствовали гости из Москвы, онлайн выступали врачи из Екатеринбурга и Луганска. Модератором встречи выступила Нечаева Ирина Витальевна, главный внештатный специалист по школьной медицине Министерства здравоохранения Пермского края. Первымдокладом поделилась Бякова Марина Юрьевна – врач-оптометрист, ведущий специалист клиники ZENOПТИКА. В выступлении она рассказала о школьной близорукости, сохранении зрения детей в современных условиях высокой нагрузки (например, занятия в школе, кружки, гаджеты).
Марина Юрьевна отметила, что в настоящее время увеличилось количество детей с высокими степенями миопии – близорукости. Причинами могут быть несколько факторов риска: наследственность, неправильное питание, малоподвижный образ жизни или несоблюдение режима. Также спикер рассказала о признаках, по которым можно заподозрить у ребёнка близорукость. Дело в том, что зрение падает постепенно, мозг «привыкает» так воспринимать зрительные образы, и дети могут даже не понимать, что видят плохо.
Среди перечисленных признаков: прищуривание при рассматривании далёких предметов, плохая усидчивость, успеваемость (школьник не видит написанное на доске). Такие дети испытывают частые головные боли (из-за чрезмерного напряжения), имеют хронические воспаления глаз. Поэтому, чтобы вовремя выявить проблемы со зрением, необходимо наблюдаться у офтальмолога не реже, чем один раз в год.
Следующий доклад представила Ануфриева Елена Владимировна, доктор медицинских наук из города Екатеринбурга. Её выступление было посвящено организации Центра по профилактике ожирения для детей школьного возраста. На сегодняшний день существует нерадостная тенденция:во всём мире наблюдается рост ожирения, в том числе детского. Это связано с изменениями характера питания, образа жизни человека, состава пищевых продуктов, в котором в основном преобладает высокое содержание углеводов.
Елена Владимировна отмечает, что мальчики больше подвержены ожирению, чем девочки. Одно из самых значительных препятствий на пути к устранению данного фактора риска здоровью – это неготовность родителей работать с проблемой. Спикер отмечает: в нашей стране избыточная масса тела у ребёнка не воспринимается с должной серьёзностью.
Среди профилактических подходов центра: модификация образа жизни и питания всей семьи, определение компонентов состава тела, проведение индивидуальных и групповых консультаций с детьми и их родителями, организация дистанционного мониторинга. Проект уже показал высокие результаты: у 75% детей отмечалась положительная динамика (снижение массы тела) и у 13% – стабилизация массы тела.
Специалисты по школьной медицине из Луганска – Безкаравайный Борис Алексеевич, Тананакина Татьяна Павловна, Лысенко Елена Анатольевна – рассказали о донозолгических подходах в оценке здоровья обучающихся и сохранении здоровья школьников. Донозологическая диагностика – это выявление минимальных изменений в состоянии здоровья, которые ещё не привели к развитию заболевания, и их коррекция. Ключевым в этом новом подходе является «правило 4П». Оно гласит: медицина должна быть профилактической, прогностической, персонифицированной и подразумевать активное участие пациента.
В Луганске функционирует школа, работающая по сберегающей здоровье методике профессора В. Ф. Базарного. Методика включает в себя следующие компоненты: режим телесной вертикали и смены динамических поз, зрительно-поисковая активность (рассматривание специальных линий, нанесённых на потолке), раздельное параллельное обучение мальчиков и девочек. Исследования показали, что такой способ организации обучения увеличивает долю школьников с высоким уровнем здоровья.
Светлана Борисовна Соколова, врач-гигиенист и научный сотрудник московского Института им. Ф. Ф. Эрисмана, посвятила своё выступление созданию единой профилактической среды в школе. Она подчеркнула, что важной частью такой среды является организация качественного медицинского сопровождения детей, повышение квалификации школьных медработников.
На сегодняшний день в сохранении здоровья детей существует ряд приоритетных проблем. Например, рост хронической патологии при одновременном снижении обращаемости по острой заболеваемости, школьно-обусловленные заболевания, цифровая среда жизнедеятельности детей, поведение, опасное в отношении собственного здоровья (гиподинамия, нарушения сна, раннее начало курения, повышенная нагрузка). Единая профилактическая среда подразумевает межведомственные взаимодействия. Совместные усилия служб и министерств, как отмечает Светлана Борисовна, должны быть направлены на достижение общего результата – сохранение и укрепление здоровья детей.
Очень интересным опытом поделился Денисов Леонид Анатольевич, заслуженный врач России рассказывал о создании автономных центров здоровья в школах Зеленограда. С помощью специальных аппаратов у детей оценивались показатели активности регуляторных систем (ПАРС). Данное исследование позволяет выявить уровень напряжённости адаптации, измерить величину нагрузки и то, насколько она переносима для ребёнка.
Леонид Анатольевич заметил, что нагрузка во время образовательного процесса на детей (особенно младших школьников) для них сравнима с той, которую испытывают космонавты. Однако проведение донозологических исследований, мониторинг здоровья учащихся улучшает состояние коллективного здоровья.
Наталья Александровна Ханова, врач-педиатр и доцент кафедры пропедевтики детских болезней Пермского государственного медицинского университета им. Е. А. Вагнера, рассказала в своём докладе о важности социальных связей при осуществлении проектов, направленных на сохранение здоровья детей. Ведь школа – это прежде всего социум, где встречаются интересы родителей, учащихся, педагогов и врачей. Поэтому необходимо стремиться к взаимодействию между этими группами. Только качественная организация сотрудничества способна дать системный результат.
Также Наталья Александровна представила результаты исследования, проведённого совместно со студентами. Из исследования стало ясно: большинство пермских школьников проживают в полных, но однодетных семьях, а больше половины ребят обучаются в обычных общеобразовательных школах. Практически половина всех детей подвержены гиподинамии и проводят в гаджетах более трёх часов в сутки. К тому, что способствует сбережению здоровья, родители относят наличие в школе медработника, занятия физкультурой на свежем воздухе, благоприятный психологический климат, освещение помещений, регулярные медосмотры.
Конференция прошла в атмосфере взаимной заинтересованности и соучастия, готовности к будущей продуктивной работе. В современном мире, где подрастающее поколение окружает множество факторов риска, высоких результатов можно добиться только через комплексный подход к проблеме, диалог всех заинтересованных групп – врачей, работников школ, организаторов здравоохранения.
Мария Шимова