ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР О ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ С ЭКСПЕРТАМИ И ДИРЕКТОРАМИ

11 октября 2023 , 12:27

29 сентября 2023 года в Пермском государственном институте культуры и искусств прошла конференция с участием директоров образовательных организаций в рамках Всероссийского медико-педагогического форума «Здоровье школьников: сохранить и приумножить». Встреча была посвящена обсуждению технологии создания единой профилактической среды в школе: что нужно знать о здоровьесбержении обучающихся, как внедрить единую систему и как ей управлять.

 

Так, целью проведения секции директоров стало формирование представления о том, как создать в школе единую профилактическую среду. Об этом в первом докладе рассказала Соколова Светлана Борисовна, д.м.н., ведущий научный сотрудник Института комплексных проблем гигиены ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора (г. Мытищи). Светлана Борисовна раскрыла слушателям понятие единой профилактической среды в школе, под которым понимается комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний всех участников образовательного процесса: это и безопасные для здоровья условия обучения, воспитания, проведения досуга, профессиональной педагогической деятельности, и эффективная первичная медико-санитарная помощь, это и обеспечениеблагоприятного социально-психологического климата, и, наконец, формирование культуры здоровья.

 

Для более целостного представления о единой системе спикер перечислилаи известные эффективные направления здоровьесберегающей деятельности школы: от определения конкретной политикии создания необходимых условий докачественного медицинского обслуживания учащихся. В ходе доклада Светлана Борисовна отметила коллективное руководство под редакцией В.Р. Кучмы «Школы здоровья в России», где изложены необходимые для работы содействующих укреплению здоровья школ материалы и система оценки эффективности их деятельности.

 

О роли семьи в здоровьесбережении детей рассказала Байрамбекова Анджела Байрамбековна, директор «РЦО» г. Каспийска, президент «Ассоциации педагогов Республики ГБОУ РД Дагестан, член совета при главе республики Дагестан по науке и образованию.В ходе своего доклада спикер озвучила ярко выраженную в нашем обществе проблему детоцентризма, которая берёт истоки в семейном подходе воспитания. И помимо признания факта наличия детоцентризма сегодня школам необходимо научиться корректировать подобное сформировавшееся поведение и научиться делать это совместно с родителями, замечает Анджела Байрамбековна. Предлагается включать родителей в комиссию контроля организации и качества питания, в управляющий совет школы, кроме этого, необходимо не только проводить мероприятия для учащихся с привлечением взрослых, но и организовывать лектории и встречи с родителями.

 

Концепцией создания автономных центров здоровьяв учебных заведенияхподелился Денисов Леонид Анатольевич, д.м.н, ведущий научный сотрудник НИИ урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ «Московский городской педагогический университет», профессор кафедры профильных гигиенических дисциплин Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (г. Москва). Леонид Анатольевич рассказ об аппаратном методе исследования здоровья школьниковс применением донозологического подхода. Аппаратно-программный комплекс «Здоровье-экспресс», описанный профессором, необходимдля скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма. Такая диагностика способна показать нам как физиологическую норму, так и перегрузку организма. Леонид Анатольевич отметил, что умственная деятельность, связанная с процессом обучения, может вызвать сильную перегрузку функциональных возможностей организма. И для предупреждения критических состояний профессором рекомендуется использовать описанный аппаратно-программных комплекс во всех образовательных учреждениях. 

 

Для сохранения здоровья школьников действительно применяются различные методики. Благушин Вадим Борисович, директор ГУ ЛНР «ЛОУ СОШ № 17 имени В. Брумеля» (г. Луганск), рассказал об опыте использования системы Базарного в своём образовательном учреждении. Вадим Борисович поднял проблему засиженности современных детей и подчеркнул, что для обучающихся сегодня необходима смена физической деятельности, для которой может использоваться модель подвижного урока. Следующим моментом, освещённым в докладе, стало зрение, которое, как было отмечено Вадимом Борисовичем, является главным инструментом работы в школе. Для его сохранения предлагается проводить оздоровительные паузы во время урока. Третьей составляющей системы Базарного, внедренной в образовательной процесс, стало гендерное разделение классов. Так, по словам педагога и директора, процесс обучения становится более сконцентрированным и плодотворным.

 

Профилактику по сохранению и укреплению здоровья школьников необходимо вести регулярно, только тогда созданная здоровьесберегающая среда даст нужный положительный эффект. Об этом и о созданной Ассоциация специалистов профилактической медицины «Врачи перемен» рассказала Нечаева Ирина Витальевна, директор ассоциации специалистов профилактической медицины «Врачи перемен», главный внештатный специалист по школьной медицине Министерства здравоохранения Пермского края, заведующая отделением организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях профилактического отделения ГБУЗ ПК «ГДКБ № 3 им. Корюкиной И.П.». Так, главной целью работы ассоциации является создание в школах Пермского края единой профилактической среды для здоровьясбережения и здоровьяформирования школьников. В рамках создания Ассоциации были совершены поездки в пять регионов нашей страны, проведены встречи со многими экспертами с целью перенять опыт использования самых эффективных методик по здоровьесбережению школьников. Ирина Витальевна в ходе доклада озвучила и модули, по которым планируется вести работу: это здоровье всех участников образовательного процесса и укрепление кадрового потенциала школьной медицины.

 

 

На такую составляющую здоровья школьников, как масса тела обратили внимание в докладе, посвящённом описанию опыта организации центра по профилактике ожирения у детей школьного возраста. Этим опытом поделилась со слушателями Ануфриева Елена Владимировна, д.м.н., заместитель директора по научной работе ГАУДПО «Уральский институт управления здравоохранением им. А.Б. Блохина», главный внештатный детский специалист по медицинской помощи в образовательных организациях Минздрава РФ по Уральскому федеральному округу. Елена Владимировна отметила остро стоящую проблему распространения ожирения у детей и озвучила необходимость использования комплексного подхода наблюдения за школьниками с привлечением команды специалистов (педиатров, диетологов, клинических психологов, специалистов ЛФК). В рамках работы центра была разработана программа, включающая следующие направления: изменение образа жизни ребёнка и семьи, гармонизация детско-родительских отношений, формирование привычек рационального питания, повышение ежедневой физической активности. Кроме этого, центром уже реализуется проект социального воздействия по профилактике ожирения у детей. Всё это способствует формированию единой профилактической среды, здорового жизни на уровне семьи и школы.

 

Стоит отметить, что в Пермском крае здоровье обучающихся волнует не только учёных, здравоохранение, педагогов и общественников, но и представителей частных медицинских учреждений. Форум поддержала сеть салонов «Люксоптика» в лице Хлобыстовой Юлии Николаевны, главного врача-офтальмолога данной сети. Юлия Николаевна рассказала о социальном проекте «Стоп.Миопия», который направлен на снижении числа детей с близорукостью. Известно, что есть определённые факторы и причины, приводящие к ухудшению зрения, например, наследственность, физиологические особенности, высокие нагрузки, малоподвижный образ жизни. Миопию возможно предупредить или хотя бы остановить её прогрессию, отмечает Юлия Николаевна, если следовать следующим рекомендациям: полноценно питаться, правильно организовывать рабочее место ребёнка в школе и дома, соблюдать режим дня, проводить зрительную гимнастику и регулярно посещать врача-офтальмолога.

 

Диалог с директорамии экспертами вышел достаточно продуктивным. Выступление спикеров заставило слушателей серьёзно задуматься о необходимости введения единой профилактической среды в школах уже здесь и сейчас. Директора пермских школ почерпнули для себя не только возможные направления работы, но и услышали опыт других представителей организаций, заинтересованных в сохранении и укреплении здоровья детей. Мы надеемся, что пермские школы станут локомотивом по апробации новых идей в сфере здоровьясбережения школьников.

 

Татьяна Оконешникова

 


Читайте также
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ, ПЕДАГОГОВ И ВРАЧЕЙ: РАССУЖДАЮТ ЭКСПЕРТЫ
11 октября 2023 , 11:30
В пятницу, 29 сентября, в рамках Всероссийского медико-педагогического форума «Здоровье школьников: сохранить и приумножить» состоялся круглый стол с участием экспертов в области медицины и образования, представителей учебных заведений и родителей.
Подробнее
В ШКОЛАХ МОГУТ ЗАПРЕТИТЬ ТЕЛЕФОНЫ
10 октября 2023 , 21:23
Такое предложение выдвинула фракция "Новые люди"
Подробнее
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛАХ
2 октября 2023 , 23:36
В российских средних учебных заведениях начали проводить обязательные уроки по профориентации
Подробнее