«ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ: СОХРАНИТЬ И ПРИУМНОЖИТЬ». СЕКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

11 октября 2023 , 19:01

29 сентября в Перми прошел Всероссийский медико-педагогический форум «Здоровье школьников: сохранить и приумножить». Его проводят по инициативе Центра проектов «Переменим» и Пермского краевого центра «Муравейник». Это уникальное событие, которое собрало вместе экспертов и профессионалов в области медицины и образования для обсуждения актуальных вопросов, связанных со здоровьем и благополучием детей.

 

Форум прошёл в 4 этапа: круглый стол «Межведомственное взаимодействие в интересах охраны здоровья детей и подростков» и 3 секции (для директоров, педагогов, медицинских работников). Ниже мы подробнее расскажем вам о секции педагогов. Площадкой для этой встречи стал «Центр науки» (ГК БУК «Пермская государственная ордена «Знака Почета» краевая универсальная библиотека им. А.М. Горького»), где целых 5 часов докладчики рассказывали о здоровье и ресурсе педагога: кто позаботится? Как позаботиться? С чего начать? Что такое «единая профилактическая среда в школе»? Модераторами секции выступили Ольга Владимировна Сапко, директор МАОУ «Лицей № 4» г. Перми, и Анна Вадимовна Чащинова, главный эксперт ФГБУ «Росдетцентр», старший методист ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник», руководитель ресурсного центра здоровьебережения и экологии Пермского края.

 

Первым спикером стала  Юлия Владимировна Каракулова, профессор, д.м.н., заведующая кафедрой неврологии и медицинской генетики ФГБОУ ВО ПГМУ им. Е.А. Вагнера, с докладом «Синдром профессионального выгорания педагога. Как дальше остаться в профессии?». По словам Юлии Владимировны, пик проявления синдрома профессионального (эмоционального) выгорания приходится на 10-15 лет стажа работы. Можно выделить 3 стадии СЭМ: напряжение, резистентность, истощение. При синдроме присутствует тревожное расстройство, головные боли, лёгкие когнитивные нарушения. Как это профилактировать? Развиват навыки самомониторинга, разработать систему приоритетов в своей работе и жизни, научиться говорить «нет», соблюдать баланс труда и отдыха, организовать полноценные сон и питание, не бояться обращаться за помощью и поддержкой к профессиональному сообществу.

 

«СДВГ. Что за синдром и почему о нём надо знать классному руководителю?» – об этом нам рассказал Григорий Владимирович Анисимов, невролог, сомнолог, к.м.н., директор ПМПЦ «Лингва Бона». Если ребёнок бегает, прыгает, бывает невнимательным или сонливым, не стоит сразу приписывать ему диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Григорий Анисимов отмечает: эта проблема оказалась на гребне волны в 2000-е годы. Зачастую детям ставят эту болезнь развития, а корень проблемы оказывался в наличии… аденоидов. Обнаружить СДВГ могут не раньше момента, когда ребёнку исполнится 5 лет, так как к этому возрасту формируются лобные отделы мозга, особенности работы которых и могут быть связаны с этим синдромом. Довольно часто ребёнку ставят несколько диагнозов, которые по сути несовместимы. В таких случаях нужно понимать, что нет верного диагноза. Несмотря на бум исследований, нет надежного маркёра, который бы определил наличие СДВГ. Как, например, тест на ковид. «К нам приходит много левшей, и я пишу заключение — ребёнок-левша, СДВГ нет, посадите поближе, вовремя похвалите и отдайте в театральную или танцевальную студию», — говорит Григорий Анисимов.

 

Андрей Александрович Байдаров – проректор по информационным технологиям и инновационному развитию ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России – рассказал об «Открытом университете ПГМУ», это ресурс для школ для привлечения детей в медицину. В первую очередь, нужно отметить, что участие в проекте бесплатно для школ, и в рамках его можно подготовиться к ЕГЭ по химии, биологии, русскому языку и математике, посетить профильный лагерь и пройти профессиональные пробы и практики, экскурсии, выставки, конференции, поучаствовать в открытых лекциях, мастер-классах, олимпиадах. Условия участия в проекте очень просты: нужно обучаться в 10-11-м классе любого ОУ РФ, пройти регистрацию и входное тестирование, заключить договор с университетом.

 

 

Светлана Борисовна Соколова, врач-гигиенист и научный сотрудник московского Института им. Ф. Ф. Эрисмана (г. Мытищи), посвятила своё выступление созданию единой профилактической среды в школе. Она подчеркнула, что важной частью такой среды является организация качественного медицинского сопровождения детей, повышение квалификации школьных медработников.

 

На сегодняшний день в сохранении здоровья детей существует ряд приоритетных проблем. Рост хронической патологии при снижении обращаемости по острой заболеваемости, школьно-обусловленные заболевания, цифровая среда жизнедеятельности детей, поведение, опасное в отношении собственного здоровья (гиподинамия, нарушения сна, раннее начало курения, повышенная нагрузка). Единая профилактическая среда подразумевает межведомственные взаимодействия. Усилия разных служб и министерств, как отмечает Светлана Борисовна, должны быть направлены на достижение общего результата – сохранение и укрепление здоровья детей.

 

Доклад Натальи Александровны Хановой – к.м.н., доцента кафедры пропедевтики детских болезней ПГМУ им.. Е.А. Вагнера – назывался «Наука в школе. Почему учителя боятся, дети не мотивированы, а врачи не считают это перспективным. Опыт реализации проекта «Медкласс-онлайн» как частной инициативы детского врача». В начале своего выступления Наталья Александровна привела цитату Витольда Ясина (доктора психологических и педагогических наук): «Основная школа (5-9-е классы) – школа исследовательская, здесь время делать исследования, лабораторные работы, писать рефераты. Старшая школа (10-11-е классы) – школа, когда старшеклассникам нужны социальные проекты, дискуссии, волонтёрство, встречи с разными людьми. А что мы сделали? Мы перевели старшую школу в режим «началки» и получаем то, что получаем…»

 

Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию? Чаще приглашайте в школу учёных и врачей на школьные конференции для формирования привязанности у школьника и понимания, что «и здесь всё может быть серьёзно и интересно». Проводите собрания для родителей, учителей, наставников, чтобы они видели ваши усилия и результаты. Всегда имейте позитивный настрой по отношению к ребёнку и помогайте ему пройти все пути до конца. Имейте базу врачей-наставников из разных регионов и объединяйте усилия в профориентационной работе о школьниками.

 

На форуме в качестве спикера выступила руководитель отделения «Центр здоровья детей и подростков» при ДГКБ № 3 им. Корюкиной И.П. – Яна Андреевна Сухорукова. Она поделилась результатами мониторинга здоровья детей в Перми за 2019–2022 годы. Оказалось, что у 57% детей выявили различные факторы риска здоровья. Так, у 20,7% обследованных детей нашли риски развития заболеваний сердечно-сосудистой системы. У 13% выявили отклонения по данным спирометрии (это исследование специальным аппаратом функций дыхания). Как пояснила спикер, у детей это возникает из-за нетренированности лёгких, низкой физической активности и повышенной заболеваемости со стороны дыхательных путей. Еще у 10,3% детей выявили лишний вес (у 30% из них – повышенный холестирин). При обследовании подростков на аппарате Smoky Lazer, который выявляет продукты горения, оказалось, что около 10% из обследованных курят. При этом в это число не попадают подростки, которые курят вейпы: этиленгликоль, находящийся в составе курительной жидкости, аппарат не определяет. 

 

Ирина Андреевна Русинова, к.м.н., эндокринолог сети клиник «Эксперт» пояснила, что в Пермском крае сложно употреблять большое количество морепродуктов, и на нашей территории фиксируют высокий уровень йододефицита и большое количество пациентов с гипотиреозом. Щитовидная железа — самая важная, крупная и кровоснабжаемая железа в нашем организме. Она имеет огромную значимость, и благодаря нормальной выработке гормонов у нас с вами работают в норме все наши органы и системы. Нормальное употребление этого микроэлемента необходимо всем, но особенно важно употреблять его детям в период формирования организма. С момента, когда ребёнок начинает есть с общего стола, нужно давать препараты йода — 100 мкг, со школьного возраста — 200 мкг.

 

О детоцентризме как новом вызове для современных педагогов рассказала Байрамбекова Анжела Байрамбековна, директор ГБОУ РД «РЦО» г. Каспийск, президент РОО «Ассоциации педагогов Республики Дагестан». Она нала своё выступление с рассказа о разных поколениях. Если у поколения бэби-бумеров (1943-1963 гг.) в приоритете был коллективизм и командный дух, то поколение Z (с 2000-х г.) предпочитает виртуальное общение вместо реального. Детоцентризм (концепция, при которой интересы семьи концентрируются исключительно на ребёнке) опасен тем, что ребёнок вырастает нездоровым эгоистом, он привыкает получать всё желаемое и уверен, что так будет всегда. Аппетиты ребёнка растут, и первыми жертвами становятся именно родители маленького тирана, попадающего в его рабство. И здесь есть два пути воспитания ребёнка: первый основан на словесных поощрениях и ограничениях, второй  – на личном примере с объяснениями.

 

Что же делать педагогу в такой ситуации? Нужно создавать ситуацию успеха при самостоятельном выполнении заданий. Искренне интересуйтесь детьми, точнее к их вопросам и результатам деятельности. Также старайтесь постоянно обращать внимание ребёнка на правила поведении в школе. Ребёнок должен видеть и понимать, что он не один в классе, что правила едины для всех, а вы не должны позволять манипулировать собой.

 

 

«Региональную модель применения здоровьесберегающих технологий в школьном пространстве» представила Анна Вадимовна Чащинова, главный эксперт ФГБУ «Росдетцентр», старший методист ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник», руководитель ресурсного центра здоровьебережения и экологии Пермского края. Какие же мероприятия включает в себя модель? Это родительский контроль и родительское просвещение, межведомственный проект «Школа – территория здоровья», краевая психологическая служба, краевые профориентационные проекты (профильные медицинские классы, региональный проект «Открытый университет»), ключевые краевые мероприятия (конференция по здоровьесбережению, профильный лагерь «Поколение ЗОЖ. Проект поддерживается множеством партнёров, таких как ПГАТУ, ПГМУ, ПГГПУ, Всероссийское общество охраны природы, Центр экологической политики и культуры и др.

 

Ирина Юрьевна Батюкова, заведующая отделом коммуникационных программ и общественных проектов, врач по медицинской профилактике ГБУЗ ПК "Центр общественного здоровья и медицинской профилактики рассказала о мероприятиях по формированию приверженности к здоровому образу жизни в образовательных организациях с участием центра общественного здоровья и медицинской профилактики. В 2023 году этому центру исполняется 100 лет. Он реализует несколько национальных проектов, например, «Демография», «Образование», «Здравоохранение». Проводятся конкурсы «10000 детских шагов», «ЗОЖ в моей семье».

 

Каковы же критерии человека, ведущего ЗОЖ? Это потребление овощей и фруктов (5 порций (400 грамм) ежедневно), не более 5 грамм соли в день, присутствует умеренная или высокая физическая активность, отсутствие курения и пагубного употребления алкоголя. Стоит отметить, что по данным Росстата средняя продолжительность жизни в Пермском крае у женщин равняется 76 лет, у мужчин – 64 года.

 

О потенциале дополнительных общеразвивающих программах естественнонаучной направленности краевой заочной школы ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник» в формировании здорового образа жизни рассказала Елена Николаевна Устюгова, старший методист ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник». Здесь пошла речь о программах «Дорога к доброму слову» и «Экологи-исследователи». Мероприятия, включённые в программы, подразумевают как очное, так и дистанционное участие. Возрастная категория детей – 11-18 лет, срок обучения – 2 месяца.

 

Тема конференции была настолько актуальна, что даже появились дополнительные спикеры. С докладом выступила школа «Энергополис», где презентовала присутствующим проект здоровьеформирующего пространства общеобразовательного учреждения. Надежда Анатольевна Норсеева и Станислав Валерьевич Краснов, учителя физкультуры из МБОУ «Ильинская СОШ № 1» рассказали из своего опыта о проведении семейных стартов «Мама, папа, я – спортивная семья» с применением нестандартного спортивного оборудования. А педагоги из МБОУ г. Кудымкара «Специальная (коррекционная) школа – детский сад № 12 для обучающихся, воспитанников с ОВЗ» представили свой проект «Азбука здоровья» для обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста.

 

Конференция прошла очень вовлечено, все присутствующие понимали важность и необходимость темы здоровьесбережения.  Доклады показали, что сейчас проводится колоссальное количество мероприятий, направленных на сохранение здоровья как для школьников, так и учителей. Но проблема есть, и её надо решать всем вместе: врачам, работникам школ, организаторам здравоохранения. И все готовы и нацелены на будущую продуктивную работу для лучшего будущего наших детей.

 

Василиса Чикунова


Читайте также
ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР О ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ С ЭКСПЕРТАМИ И ДИРЕКТОРАМИ
11 октября 2023 , 12:27
29 сентября 2023 года в Пермском государственном институте культуры и искусств прошла конференция с участием директоров образовательных организаций в рамках Всероссийского медико-педагогического форума «Здоровье школьников: сохранить и приумножить».
Подробнее
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ, ПЕДАГОГОВ И ВРАЧЕЙ: РАССУЖДАЮТ ЭКСПЕРТЫ
11 октября 2023 , 11:30
В пятницу, 29 сентября, в рамках Всероссийского медико-педагогического форума «Здоровье школьников: сохранить и приумножить» состоялся круглый стол с участием экспертов в области медицины и образования, представителей учебных заведений и родителей.
Подробнее
ОТКРЫВАЕМ ТАЛАНТЫ: КАК ПРОШЕЛ ФЕСТИВАЛЬ «ГАЙВАФЕСТ»
30 августа 2023 , 13:39
Пришедшее к нам похолодание не мешает жителям города проводить тёплые и радушные мероприятия. 23 августа на территории экологической тропы «Тайны реки Гайва», располагающейся в Орджоникидзевском районе г. Перми, прошёл фестиваль экологической песни «Гайвафест», который реализован на средства проектного офиса «Пермь-300». О том, как это было, рассказываем в статье.
Подробнее