ИНОГДА ПЕДАГОГИ ПЛАЧУТ
Если меня спросят, какая встреча в Луганске произвела на меня наибольшее впечатление и оставила глубокий след, я отвечу: знакомство с Вадимом Борисовичем Благушиным, директором школы № 17. Сюда я шла за получением опыта по организации особой среды, способствующей здоровьесбережению учащихся.
Верным будет начать с того, что в школу я попала не случайно. Сюда меня направила профессор, заведующая кафедрой общей физиологии ЛГМУ Татьяна Павловна Тананакина. Уже шесть лет коллектив кафедры занимается исследованием здоровья школьников, которые обучаются по системе Базарного. Организация такой системы в школе трудоёмка и требует немало материальных ресурсов, а еще больше – ресурсов человеческих. Только представьте: всю школу надо перестроить под новые каноны, детей посадить в отдельные классы для мальчиков и девочек. Ввести в практику возможность работать на уроках стоя (у каждого ребёнка для этого есть конторка). Развесить по периметру лампы для расслабления глаз. На потолок нанести разноцветные дорожки для зрительной гимнастики. Установить шведские стенки. Развесить специальные подвесы с образовательными материалами. Наверное, вы устали читать и с трудом понимаете, как это осуществить. Но вы лишь читаете, а здесь это уже реальность!
Помогаем семье
Вадим Борисович Благушин метко заметил, что всё хорошее возникает на стыке наук. Он убеждён в том, что нельзя быть фанатиком только медицины или только педагогики. Надо искать золотую середину и уметь договариваться. А ещё он тонко подметил, что только школа и способна глобально изменить ситуацию со здоровьем детей.
– Дети предоставлены самим себе, – рассуждает Вадим Борисович. – Родители каторжно трудятся. У них просто нет сил заниматься воспитанием и здоровьем детей. Значит, именно школа должна протянуть семье руку помощи.
При этом директор 17-й признаёт, что любая система – это не про космические результаты, а про способ сохранить ресурс ребёнка, не ухудшить его. Потому и уточняет «здоровьеформирующая, а не лечащая среда». Вадим Борисович отмечает, что после диспансеризации луганских школьников врачами Ставрополья, именно ученики 17-й имели лучшие показатели по школьно-обусловленным заболеваниям в сравнении с их сверстниками из школ, где эта система не внедрена.
Конторки «растут» с детьми
После небольшого общения мы отправились с экскурсией по школе, чтобы посмотреть, как на деле работает система Базарного. На стенах в коридорах висят карты мира, сделанные ещё в восемнадцатом веке. Вадим Борисович, историк по образованию, считает важным показывать школьникам мир глазами исследователей с разных континентов и таким способом формировать у них осмысленное представление об истории и современности.
Заходим в класс, где учатся только мальчишки. Сразу видно, что это вотчина будущих защитников Отечества. Тут и глобус, и карта мира, и шведская стенка, и спортивный инвентарь. На каждой парте стоит конторка – специальная тумбочка или ящик, который при желании ребёнка служит ему рабочим местом для занятий стоя. Смысл конторки в том, чтобы ребёнок менял положение во время занятий. «Мы называем детей "засиженными", – поясняет Вадим Борисович, – а конторки позволяют им снизить гиподинамию, менять положение тела. Мы сами делаем эти конторки, потому что покупать готовые дорого. В среднем стоимость конторки составляет тысячу рублей. Это называется не "обучение стоя", а "смена динамических поз". Конторки "растут", кстати, вместе с детьми».
Директор демонстрирует и другие атрибуты класса. Он включает и выключает лампы. Предлагает пройтись взглядом по синей или зелёной линиям на потолке. Даёт возможность снять плакат с математическим уравнением со специального подвеса – «креста». Интересно слушать, как педагог комментирует здоровьеформирующее пространство, окружающее ребят в этом классе:
– Наше зрение зависит от мышц. Мы расслабляем мышцы с помощью лампочек. Когда лампочки загораются, мышцы расслабляются. Падает фокусное напряжение. У нас есть приём: пересаживать ребёнка из четверти в четверть на другое место, чтобы угол его зрения менялся. Теперь – маршруты на потолке: прослеживаем взглядом по чёрным стрелочкам, затем делаем "восьмёрку", затем пробегаем по синим (это хорошее упражнение для глаз и для шеи), а против "засиженности" – проход ребёнка до подвеса, «креста». "Иванов, подойди и сними задание", – ученик подходит и снимает, двигается всё это время. Порой кажется, что это целая культура и что трудно изменить уже сложившуюся парадигму. Но это не так – это не занимает много времени и, главное, это работает! А дети быстро привыкают к таким вещам.
Про грустное
Потом зашёл разговор про воспитание в девочках – женского, а в мальчиках – мужского начала. Сейчас, по словам Благушина, много неполных семей. Часто детей воспитывают мамы-одиночки, которым бывает сложно объяснить мальчикам иногда и самые простые, казалось бы, но связанные именно с мужской физиологией моменты. Да, об этом стесняются говорить, но в скольких семьях такая проблема существует! На это накладывается и ситуация социальной напряжённости. Вадим Борисович рассказывает, что Луганск в течение полугода жил без воды и без света. Не работала ни одна школа, а 17-я работала. «Вместо 600 детей на занятия приходили 300. В нашем городе под обстрелами погибли 5 школьников, один из них – наш. На входе в школу есть доска памяти. Папа с мамой и первоклассником Женей ехали в поликлинику. Мама погибла на месте, а мальчика привезли на операционный стол, но не успели спасти, – он погиб», – в этот момент директор отвёл взгляд, а я сделала вид, что не замечаю его волнения и слёз. Переключились на другую тему. «А что это за стенды со спортсменом?» – спрашиваю. «Так это про нашего Валерия Брумеля. Школа носит его имя. Он известен как космический прыгун! Трижды он был признан лучшим спортсменом планеты Земля. Брумель – единственный спортсмен, который опередил американцев по прыжкам в высоту. И этот великий человек с 5 по 10 класс ходил по коридорам нашей школы!»
Вадим Борисович проводил меня до выхода. Мы задержались у памятника молодогвардейцу Олегу Кошевому. Посмотрели выставку работ старолуганских художников. За нами уже тянулся шлейф учителей, которые ждали, когда я отпущу их директора. Три часа общения «выключили» его из образовательного процесса, а это слишком много. «До свидания!» – сказала я Вадиму Борисовичу и протянула руку. Он долго пожимал её, произнося протяжно: «До свидания». «Вы – удивительный!» – только и смогла сказать я. Вадим Борисович стушевался и быстро со мной попрощался. И снова я заметила влажность в его взгляде. Но, как истинный мужчина, он постарался это скрыть, а я, как истинная женщина, – не заметить.
Наталья Ханова
Каждый ребенок имеет право на счастье, а оно без здоровья не бывает
Еще в 2017 году инициативная группа, состоящая из родителей, педагогов, психологов и медиков задалась вопросом: «Что я могу сделать для сохранения здоровья наших детей ?»
В результате было принято решение о внедрении в двух школах города Луганска здоровьеформирующей программы В.Ф. Базарного. Основной целью данной методики является не только сохранение и укрепление здоровья ребенка, но и формирование сознательного отношения к здоровому образу жизни как у детей, так и у их родителей.
Была создана научная группа для проведения донозологической диагностики здоровья учащихся с последующим наблюдением их в динамике. В группу вошли педиатры, возглавляемые профессором Безкаравайным Борисом Алексеевичем и физиологи под руководством профессора Тананакиной Татьяны Павловны. Оценивались: гармоничность физического развития, состояние адаптационных возможностей организма, осанка, состояние стопы и наличие заболеваний.
Результаты аализа проводимых исследований показали:
- среди обучающихся по программе с использованием здоровьеформирующей технологии увеличивается число детей с гармоничным типом развития и у них нормализуется уровень напряженности адаптационных возможностей
- внедрение данной технологии в обучающий процесс позволило снизить заболеваемость учащихся младшей школы, уменьшилось количество случаев заболевания, отмечено повышение индекса здоровья
- полученные данные служат основанием для более широкого внедрения технологии В.Ф.Базарного в обучающий процесс начиная с младшей школы.
Одним из основополагающих направлений внедряемой методики В.Ф.Базарного является борьба с гиподинамией. А общеизвестно, что движение для ребенка — это абсолютное условие его полноценного физического и духовно-психического развития. Еще И.П. Павлов говорил: «Когда мышцы дремлют, мозги прокисают».