ТЕАТР НА ОБОРОННОЙ И ЕГО ЛЕГЕНДЫ

19 сентября 2023 , 08:43

Ни в одном городе России я не встречала театра, который был бы частью жизни каждого из горожан. В полумиллионном Луганске этот феномен давно является нормой жизни, а театр, его 80-летний худрук и вся труппа объединяют горожан в одну большую и дружную семью.

 

Только прибыла в столицу Луганской Народной Республики, сразу начала слышать то там, то здесь фразы: «Наш театр на Оборонной», «А Вы видели нашего Голубовича?», «Разве вы не сходили ещё в музыкально-драматический театр?», «А знаете, что треть состава театра ушла на фронт?» В беседах с врачами, педагогами, учёными, журналистами, родителями я слышала настоятельную рекомендацию: не покидайте город, не встретившись с Михаилом Васильевичем Голубовичем, не побывав на его спектакле. У каждого второго луганчанина был личный телефон худрука и полное знание репертуара театра. А за годы военного положения Луганский академический художественно-драматический театр стал символом непрекращающейся борьбы и стойкости. «Театр остался, а мы-то куда поедем?» – говорили и говорят луганчане.

 

Неуловимый худрук

Командировка длилась семь дней, и я ежедневно два-три раза в день набирала заветный номер Голубовича. Он не брал трубку. Наконец-то, к четвертому дню, почти потеряв всякую надежду, я дозвонилась. Представилась. Голос на том конце провода был живым и весёлым. «Не серчайте, Наташенька, я же был на гастролях в Грозном, сегодня ночью вернусь. Завтра репетиция премьерного спектакля. Вы когда уезжаете? Ааа, в воскресенье. Ну так и приходите в воскресенье на премьеру. Что? Не успеваете? Ладно, я вам ещё позвоню».

 

В принципе я готова была сложить своё представление о театре, хотя бы побывав на премьере спектакля «У шлягеров рока нет давности срока – 2», которая должна была пройти 3 и 4 июня в 15.00 в театре. Но билеты были давно раскуплены. Мне только и оставалось, что гулять возле здания театра, с любопытством разглядывая афиши, да собирать впечатления о нём у местных жителей. Но в субботу утром раздался звонок: «Наташ, приходите к нам на премьеру за час, поболтаем», – так запросто сказал Михаил Васильевич. Так я оказалась в театре.

 

Вечно молодой

Когда я увидела впервые Михаила Васильевича Голубовича, то не могла и предположить, что ему 80лет. Выглядит он максимум на 60. Но каков дух? Сколько простоты, душевности и доброты, благородства и любви к людям в каждом его движении и слове. Голубович сыграл в десятках фильмов, но главной его ролью в театре считают роль Тараса Бульбы из одноимённого романа Н.В. Гоголя. Повсюду в театре развешаны фотографии из спектаклей, где Михаил Васильевич предстает в образе казака со своим знаменитым чубом, или оселедцем, – длинной прядью волос на бритой голове. Он высок и широкоплеч, как истинный казак. Держится при встрече по-хозяйски, но без пафоса. И скорее стремится угостить чаем и своим знаменитым чёрным хлебом с маслом.

 

Правда, 80 лет Михаилу Васильевичу только по документам. А так он родился в 1942 году, однако в метрику внесли запись годом позднее. Михаил Васильевич был младшим ребёнком в семье. Его мама в 31 год родила 11-го (!) сына и сразу проводила мужа на фронт. Семья Голубовичей пережила оккупацию, потеряв двух детей (обоих убили фашисты), но с радостью встретив отца с фронта. Детство было голодным, но весело-деревенским и казачьим. И он, любитель выступать перед местной ребятнёй, перенёс это увлечение и во взрослую жизнь, став артистом и режиссером.

 

Приехал и остался

После окончания вуза в 1967 был распределён в Луганский театр, в котором тогда было две труппы – украинская и русская. Обе делили одно здание, а впоследствии разъехались каждая по своему. Как актер Голубович сложился под руководством народного артиста России, фронтовика Петра Сидоровича Ветрова. Первой ролью в театре стала роль Ивана Туркенича из «Молодой гвардии». Спектакль с местным колоритом сразу погрузил Голубовича в историю Луганщины, потому что история «Молодой гвардии» – это и есть история этого региона. Молодые подпольщики были родом из Краснодона, что в 20 км от Луганска, тогда Ворошиловграда. «Я ехал в город на поезде. Подъезжаю, а небо укатано в разноцветье промышленных дымов: и красных, и пурпурных, и зелёных, и голубых. Странно мне это показалось. А когда познакомился с горожанами, сразу отметил, что все они простые работяги, открытые и добрые. Я сам себе сказал: "Никуда не уеду отсюда", – вспоминает Михаил Васильевич и продолжает: – Мы тут некоторое время жили без электричества, воды. Не хватало продуктов. В магазины было ходить опасно из-за обстрелов. И как-то с утра потянулся в магазин за молоком. И вот захожу и слышу мужской голос: "Это вы?". "Я", – отвечаю. Мужик поворачивается и говорит жене: "Люся, я тоже, блин, никуда не уеду отсюда. Голубович остался со своим театром, а я чё?" Видимо, для него, простого луганчанина, может водителя, а может сторожа, нужен был толчок для веры в себя. И он увидел, что узнаваемый артист здесь, значит, и ему здесь надо быть. И эти военные действия сплотили нас всех. Когда я не успевал купить хлеба, луганчане делились. И всегда возникал комок в горлеи укреплялась вера в то, что всё будет хорошо. Да, дома снесены, многие погибли, но главное осталось – дух!»

 

Артисты ушли на фронт

Рассказываю Михаилу Васильевичу, что, пока готовилась к встрече, прочла статью Анны Ковалёвой в газете про то, как все мужчины Луганского театра ушли на фронт. Спрашиваю у него: правда ли? «Всё правда, – говорит Голубович. – И эта статья, кстати, помогла вернуть наших в театр, потому что служить надо и здесь, простым людям. А я не мог оставить актёров одних в беде! Во время бомбёжек оставшаяся часть труппы практически переселились в театр. Подвалы и толстые стены помогли защититься от снарядов. Пережидая бомбёжку, обсуждали сюжеты, репетировали спектакли. От голода спасала гуманитарная помощь из России. Ещё не было электричества и воды, когда коллектив принял решение заняться восстановлением театра».

 

 

После такого рассказа скорее хотелось попасть на премьеру. В этот день ставили «У шлягеров рока нет давности срока – 2». Это было грандиозное зрелище с живым оркестром и мощными живыми голосами. На сцене была воссоздана атмосфера рок-концерта, а все актёры облачены в джинсовые наряды с яркими футболками, платками, цепочками, значками и многочисленными дырами на брюках и рубашках. Конечно, поразили голоса. Звучали трогающие за душу бессмертные произведения великих музыкантов прошлого века: Metallica, FreddieMercury, Aerosmith... Были соответствующие зажигательные танцы и поражающие воображение мощно звенящие голоса. А ещё поражала атмосфера!

 

Обнимите, худрук!

«Мне приносят множество сценариев, затрагивающих события наших дней. Они, безусловно, прекрасны. Но сейчас не время для таких постановок, – сказал Михаил Васильевич. – Сейчас люди живут в этой реальности, а, придя в мой театр, они должны отдохнуть душой и восстановиться, чтобы идти дальше». К концу спектакля-концерта я подбежала к сцене и сняла панораму театра, как люди, встав с мест, включив фонарики на своих смартфонах, пели и танцевали в такт с артистами. Единение было непередаваемым. До остановки дыхания. До хрипоты в горле.

 

Удивительно, что театр не подвержен всеобщей болезни «непризнания культурных феноменов по национальному признаку». Здесь понимают, что ценность культурного наследия не зависит от происхождения его автора. Тут продолжаются постановки зарубежной классики. А ещё в театре 5 лет работала детская театральная студия «Воображариум», созданная для детей в самые трудные времена  – в 2015 году. Несколько выпускников этой студии уже играют на сцене со взрослыми актёрами.

 

 

После спектакля и разговора с худруком я отметила про себя: «Действительно, Луганск просто невозможен без этого театра и без Михаила Васильевича Голубовича». А он стоял у выхода из зала и лично пожимал руку каждому, кто выходил со спектакля. Кто-то брал автограф. Кто-то фотографировался. Всем хотелось прикоснуться к живой легенде Луганщины.

 

Мы тоже сфотографировались. Встали возле театра у вековой ёлки с голубыми лапами. За спиной знаменитый адрес театра на Оборонной, 11. Михаил Васильевич так крепко и по-отечески обнял. Он прослезился. И я. Машина отъезжала, а он всё стоял и стоял. Махал вслед, а его могучая фигура ничуть не становилась меньше.

 

Наталья Ханова

 


Людмила Ивановна Дробышева-Разумовская, ректор Пермского государственного института искусств и культуры

 

 

"У искусства не может быть передышки на эпидемию или войну. История давно это доказала. Теперь доказал и Луганский академический музыкально-драматический театр. Мы рады, что Пермь и Луганск налаживают культурные и образовательные связи. Наш вуз принял участие в организации обучения студентов-луганчан. Надеюсь тоже побывать на спектакле этого легендарного театра и познакомиться лично с Михаилом Васильевичем Голубовичем. Пусть скорее наступит мир".



Статья подготовлена при поддержке Пермского государственного института искусств и культуры

 


Читайте также
МУЗЕЙ "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ". КРАСНОДОН
18 сентября 2023 , 08:43
Подробнее