ПРОФЕССИИ ОТ А ДО Я: ПЕДАГОГ ПО ВОКАЛУ
Ждали? Мы продолжаем рубрику «Профессии от А до Я». На этот раз Даша Тюрина взяла интервью у Натальи Ленской – певицы, руководителя вокальной студии, педагога по эстрадно-джазовому вокалу.
ОБРАЗОВАНИЕ
– На самом деле, я не считаю, что образование здесь очень сильно важно. Наверное, кому-то действительно да... У меня нет образования педагога по вокалу, у меня нет образования вокалиста. Но у меня есть мой большой опыт. Я занимаюсь вокалом с 9 лет. Я училась в институте культуры на режиссёра театрализованных представлений и праздников, и потом очень долго работала певицей, пока меня не начали спрашивать преподаю ли я. В конце концов я стала преподавателем, мне это понравилось, обучилась, и, собственно, стала преподавать.
ГРАФИК РАБОТЫ
– У педагога по вокалу, я думаю, не должно быть очень много занятий. Каждый педагог выбирает себе сам, сколько ему работать. Это очень энергозатратная работа (мы очень много делимся с учениками своей энергией, своим голосом). У меня же график напряженный, поскольку занятий очень много. Единственное, что я не могу начинать очень рано вести занятия. То есть я минимум начинаю рабочий день в 11 утра, до этого мне нужно ещё очень много всего успеть. Я не ставлю себе больше четырёх занятий без перерыва (т.е у меня есть в течение дня перерывчики, чтобы отдохнуть, побыть наедине с собой). Вообще мне кажется, что любой педагог сам себе выстраивает график, как ему удобно.
ПЛЮСЫ ПРОФЕССИИ
– Люблю свою работу за всё. Я её выбрала, я её сделала такой, чтобы она была моей любимой работой. Даже когда я очень сильно устаю, я очень хочу обратно на работу, в кабинет к своим ребятам. Люблю репетиции, когда мы ставим номера, это бывает очень смешно.
МИНУСЫ ПРОФЕССИИ
– У моей работы может быть два минуса: когда её слишком много (но это уже я сама так делаю, чтобы её было много), когда мы энергетически не сходимся с учеником, который ко мне приходит, но это даже не совсем минус.
САМОЕ ВАЖНОЕ В ПРОФЕССИИ
– На мой взгляд, самое важное в моей профессии- это умение делиться. Очень часто педагогами становятся люди, которые сами ещё от своего голоса не всё взяли и им жалко отдавать свои какие-то наработки, приёмы, свои вокальные секреты другому человеку. Как только ты к этому готов-ты действительно можешь присутствовать в этой профессии. Без этого никак.
ОСОБЕННОСТИ ПРИ ЗАНЯТИИ С ДЕТЬМИ И СО ВЗРОСЛЫМИ
– Взрослые более сознательно подходят к процессу, потому что взрослому можно рассказать анатомию (как устроено тело, как оно работает), причём с вокальной терминологией. С детьми мы делаем всё очень ассоциативно, потому что наша главная задача вырастить вокалиста. Мы не даём вокал в теории (Не говорим такие слова, как «диафрагма», «гортань» и др.), говорим через упражнения (Например, «Подыши, как уставшая собачка» и прочее). Так, чтобы ребёнок через игру, через ассоциацию прививал себе правильные ощущения. Причём это обычно происходит не сознательно, а на интуитивном уровне.
Ещё у детей важно очень аккуратно работать с голосами, потому что они только-только растут, ещё не окрепшие, опора ещё не сильно сложилась. Ещё, самое главное, не пропустить процесс мутации голоса. Одного своего ученика, 12-летнего мальчика мне пришлось отправить домой на неопределённый срок, пока не закончится ломка голоса. Со взрослыми, наверное, труднее только в том плане, что у них уже всё сформировалось (привычки в дыхании и артикуляции) и их нужно исправлять. А у детей под руководством грамотного педагога формируется всё сразу же, как надо.
ОТКРЫТИЕ ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ
– Это было очень спонтанное решение. Сначала я работала в обычной школе, позже ушла с этой работы. Потом я решила попробовать провести занятие (не в студии), до этого я никогда занятия не вела, я считала, что быть педагогом по вокалу- это не моё. И я провела первые три занятия и мне очень понравилось, через неделю провела ещё занятия, снова всё понравилось. Позже открыла свою студию. Сначала я работала одна, потом у меня в студии появились педагоги.
СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ПЕДАГОГОМ ПО ВОКАЛУ
– Не бояться экспериментировать со своим голосом , быть уверенным в себе, работать над собой, вести учёт полученных знаний всегда и во всём, бесконечно учиться.
С АКАДЕМИЧЕСКОГО ВОКАЛА НА ЭСТРАДНЫЙ
– У меня были не только ученики, которые приходили на эстрадный вокал, ранее занимавшись академическим, но и педагоги, которые хотят попробовать себя в эстраде. Долго ли переучиваться? У всех разный уровень обучаемости и подготовки. Кто-то занимался очень давно, и, соответственно пока мышцы вспомнят базу, а не то чтобы академ, пройдёт очень много времени, прежде чем мы начнём выправлять позицию. С одной девушкой у нас получилось это за одно занятие (она очень способная, очень хотела разобратьс в этом), а с кем-то у нас на это уходят месяцы. Но при должном старании, желании и любопытстве ученика обычно всё получается довольно быстро и успешно.
НЕОБЫЧНЫЕ СИТУАЦИИ НА РАБОТЕ
– Таких ситуаций и смешных историй полно, они происходят постоянно. Смешные истории-это просто про меня! Мы постоянно смеёмся с моими учениками, потому что смех-это способ разрядить атмосферу и немного расслабиться на занятии ученику и педагогу. Необычные случаи тоже бывали. У меня была девочка, которой 12 лет. И у неё очень хриплый, низкий голос. Честно, я сначала подумала, что она болеет, но когда она пришла ко мне во второй раз на занятие такая же, я уже начала задавать вопросы. Оказалось, у девочки такой голос (его почти не было слышно из-за хрипов и зажатостью, плюс ещё была привычка пения от связок). Очень долго мы с ней разгребали всё. И в итоге, они решили, что это очень тяжело для неё. Я сама даже настояла, чтобы они обследовались у врача, посмотрели горло, потому что я не хотела навредить. Я поговорила с её мамой: сказала, что сначала нужно сходить ко врачу, потому что девочке очень некомфортно на занятиях.
Недавно был очень смешной случай. Девушка очень давно хотела ко мне на занятия, и наконец-то у меня появилось место, и я решила взять её к себе на занятия, она меня очень долго благодарила в инстаграме. Когда она пришла в студию первый раз, её встретил другой педагог, я в это время стояла в раздевалке, и я слышу, что она спрашивает: «А Наташа здесь?», и педагог ей отвечает: «Да, здесь». Я выглядываю, и она очень радостно кричит «Здравствуйте!». В такой момент у меня возникает какая-то гиперответственность, но в то же время такое отношение настраивает на нужную волну.
Ещё я очень люблю кричать «Всем шампанского!», когда у нас что-то получилось с учениками или люблю говорить «Тётя плохого не скажет», когда, ученик делает так, как я сказала, он думает, что не получится, а получается. И я говорю эту фразу. Этих приколов очень много. Одни репетиции чего стоят. Я не могу перечислить все случаи, потому что каждый день что-то смешное происходит. Мне нравится, когда ученикам смешно, ведь они расслабляются, понимают, что здесь можно пошутить, не надо быть серьёзными.
Ещё я очень люблю метафоры, причём страшные метафоры. Когда, например, я говорю, что «Мы достали основной голос, осталось убрать различные зажимы, всё лишнее, чтобы остался один чистый голос». Для этого я решила придумать метафору: «Мы достаём из мусорки яблоко, которое туда случайно упало, и вот мы яблоко уже достали, осталось его от мусора всякого вымыть- и можно кушать». Мои ученики уже привыкли к этому. Таких приколов и историй у меня много, но мои ребята понимают, что я имею ввиду.
Дарья Тюрина