СПАСЕНИЕ КРАСОТОЙ
«Я скоро приеду!» – говорит мне Татьяна Валентиновна Фёдорова. И, в ожидании встречи, я решаю немного прогуляться по селу. Конец мая, в воздухе благоухающая сиреневая дымка. И в каждом дворе, без исключения, есть её куст. Думаю, какое же природное богатство и как щедра природа этого села! А я иду, будто бы окунувшись в него, и нет предела сиюминутному счастью. На одной из тропинок, поросших ярко-жёлтыми огромными одуванчиками, мне машет рукой Татьяна Валентиновна. «Ничего себе, я думала, вы приедете как угодно, но не так», – удивляюсь. – «А я езжу только на велосипеде!» – смеётся она в ответ: худенькая, с развевающейся на ветру короткой стрижкой.
Чуть позже мы встречаемся у неё в доме. Татьяна Валентиновна – соседка по дачному участку в селе Красная Слудка. Уже давно сквозит в моей голове мысль о том, что всё удивительное – рядом. И эта встреча не стала исключением. «Давай поговорим на качели, она у нас на веранде», – предлагает Татьяна Валентиновна. И мы садимся на мягкое, по-дачному уютное сидение и начинаем тихонько раскачиваться.
В детстве Татьяна Валентиновна мечтала стать артисткой цирка. Совсем малышкой ей довелось побывать в шапито. «Я помню, как меня впечатлили воздушная гимнастика и акробатика, – заворожённо вспоминает она. – Я смотрела и поражалась: как можно так владеть своим телом?» В восьмом классе начала ездить в секцию акробатики Дома спорта «Молот». Мне говорили, что я способная, это вдохновляло, научилась делать сальто, что казалось мне совершенно недостижимым, и делала его в связке: рондат-фляк-сальто. А когда отправила свою фотографию в гимнастическом купальнике в цирковое училище, то вызов не пришёл. Появились новые мечты».
А потом Татьяну Валентиновну захватила школьная жизнь. «В моей жизни было два главных учителя: учительница начальных классов, Мария Николаевна Шумейко, и математик, Василий Пименович Шумейко, муж и жена. Интеллигенция в подлинном смысле этого слова. Мария Николаевна – тонкая, звонкая, по-моему, очень красивая. Они с мужем были репрессированы (впоследствии реабилитированы) и жили у нас в Красной Слудке. На уроках были строгими. Но при этом обладали настолько глубокими знаниями и настолько красиво излагали их, что невозможно было не учиться у них. И я захотела быть учителем. Это моё желание сбылось», – светло улыбается она.
«И ещё, на первый взгляд, история, не связанная с мечтой об учительстве, всё-таки повлияла на мой выбор, – добавляет она. – Когда мне было три-четыре года, папа решил показать мне Осиповский лог, расположенный примерно в 5–6 километрах от села. Был июнь, раннее утро. Светало, я хотела спать. Папа нёс меня на руках, на спине, как только не нёс! А в конце пути мы оказались в удивительной берёзовой роще: ослепительно белые стволы берёз были окружены цветами малинового марьиного корня. И восходящее солнце бросало первые нежно-розовые лучи на белые стволы, отчего те тоже казались розовыми! Вот эта огромная поляна розовых цветов, окружавших розовые стволы, показалась мне чем-то сказочным. Папа поставил меня и сказал: «Посмотри, Таня, как красиво!» Я стояла заворожённая. Так вот эта мысль руководит всей моей жизнью: я ищу и нахожу красоту в окружающем мире.
А Мария Николаевна говорила нам на уроках: «Сейчас я расскажу о красоте других стран, мы научимся красиво писать, будем красиво говорить, красиво двигаться, красиво рисовать…» Она сама всё делала красиво, при этом всегда потрясающе выглядела и прививала это нам, деревенским. А Василий Пименович был математиком от Бога. Один раз мой одноклассник сказал ему: «Зачем мне нужны эти логарифмы? Я буду трактористом или комбайнером, навоз возить буду». «Ты научишься красиво мыслить», – был ответ.
У меня не было сомнений, что «красиво» – это ключевое слово ко всякому делу. Не верить этим дорогим моему сердцу людям я не могла. Учить кого-то поступать красиво – в этом будет заключаться моя миссия».
Восьмилетняя школа села Красная Слудка, в которой училась Татьяна Валентиновна, находилась на месте сегодняшнего двухэтажного старого магазина. Классы были маленькие, учились в две смены. Их дом тогда стоял на берегу реки Чусовой, прямо над глинистым обрывом. «Мама у нас – не романтик, – улыбается Татьяна Валентиновна. – Зато с папой мы часто сидели и смотрели на полноводную в этом месте реку: как красиво! Папа умел увидеть красоту и показать её. Он работал на заводе и, когда была возможность, делал для мамы удивительно изящные цветы из маленьких остатков цветного оргстекла».
Начинала свой педагогический путь Татьяна Валентиновна в школе села Тойкино Большесосновского района Пермского края. «На самой первой линейке, когда я только приехала работать по распределению, меня представили, а после закидали цветами», – с воодушевлением вспоминает она. Я начинаю представлять яркие охапки астр, гладиолусов, роз и хризантем… – Будто бы все цветы, которые школьники принесли с собой, упали к моим ногам! Отношения начались с тепла, тепло и продолжались. Когда я уезжала на год работать на Сахалин, весь маленький класс писал мне. И я каждому отвечала. А потом вернулась, чтобы выпустить их из 10-го класса, потому что в Тойкино после меня в тот год так и не приехал учитель русского языка и литературы. И 6 человек пытались поступить в ПГУ на филологический факультет, успешно сдав вступительные экзамены по русскому языку и литературе. Но «подвёл» английский язык, который в селе в те годы вёлся крайне нерегулярно: не было специалиста. Поступили на филфак и окончили его тогда только две Людочки, мои большие умницы, ныне прекрасные специалисты, имеющие высшую категорию и награды.
А потом, работая уже в пермской школе № 131, я выпускала многих, кто продолжил мой путь к красоте Слова. Сейчас в своей работе я отвожу ему большую роль. Слово – это не просто звук, оно информативно. Музыкальный звук многогранен. И благодаря этому музыку может слышать и слушать каждый, понимая её на своём уровне. А со словом сложнее.
Когда мы с учениками рассуждаем о произведении, я говорю им, что это – авторское видение мира в художественных образах. Он даже пишет не всегда для нас, а просто самовыражается. И каждый из нас волен сделать выбор, как воспринять эту информацию. Я же учу сопереживать и сочувствовать героям, видеть и понимать нить авторской мысли. Очень часто написано одно, а «читаем» мы совсем другое. А умение видеть зависит от опыта, который мы черпаем в жизни и во времени. Книга – это возможность познакомиться с мыслями и чувствами автора, которые он не смог оставить в себе, а «выплеснул» на бумагу, настолько они были огромны и сильны. И самые гениальные произведения рождаются потому, что автор не мог солгать перед своей душой и сумел все это передать через Слово.
Мне кажется, что современные дети очень красивы как внешне, так и внутренне. Я не люблю, когда про них говорят, что «вот нынче молодежь пошла такая-сякая…». Такое говорят и говорили всегда. Люди всегда были разносторонними. Но о детях, пожалуй, нельзя сказать однозначно. Многое зависит от того, какими мы их видим. Не хочу сказать, что в наших отношениях всё безоблачно. Но в целом я в каждом вижу человека, личность, у которой впереди вся красота мира, которую он ещё откроет. Они добры: они охотно погружаются в популярное сейчас волонтёрство. У них более широкий взгляд на мир, в том числе благодаря общению в интернете. Они находят там интересных людей, тем самым получая выбор: последовать или никогда к этому не прикасаться, а может, вдохновиться на что-то своё. Недавно, например, дали мне послушать музыку, которую пишет одна девушка – наркоманка. Общество её осуждает и отвергает. Но какую музыку она пишет! Крупную форму: сонаты, инвенции, просто инструментальные пьесы… Написали ей слова поддержки. Поняли, какая это беда – наркотики. И именно с этими детьми я хочу жить, говорить о красоте. Мне они интересны. Я хочу, чтобы мои ученики стремились к красоте: красиво поступали, были добрее, честнее, держались за красоту, потому что она может их спасти. В самый трудный день ты можешь послушать или почитать что-нибудь красивое и понять, насколько мелко и суетно всё остальное!»
Дарья Давыдова