«ШКОЛА – ЭТО НЕ ПОДГОТОВКА К ЖИЗНИ, ЭТО – ЖИЗНЬ!»
«Мои учителя говорили мне, что в школе невозможно не оставаться молодым, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «СОШ № 63» Надежда Александровна Курова. – Школа заряжает молодостью. Сейчас я понимаю, что они были правы. Общение с детьми для меня – это подзарядка. Энергию для работы я беру именно от своих учеников. И я не знаю, какими бы качествами я обладала сегодня, если бы не общалась с ними».
Как говорит Надежда Александровна, её учителя, такие как Тамара Ивановна Котяшева и Лариса Дмитриевна Трошкова, сформировали в ней будущего учителя. А выбор предмета преподавания ей пришлось делать самой. Иностранный язык, который она продолжила изучать в институте, был для неё отнюдь не на первом месте. Ей было интересно многое.
«Мои начинания пришлись на годы перестройки, – вспоминает она. – Я очень любила историю, а с историей тогда была полнейшая неразбериха, мы даже экзамен по ней не сдавали. Пришлось отказаться от этого предмета. В педагогический поступала, сдавая немецкий, а жизнь вывела к работе с английским языком. Он очень помог мне в эти годы. Я находилась в декретном отпуске, а в девяностые у людей сохранялась потребность в репетиторстве. Кроме того, в то время стало появляться много иностранной бытовой техники, и мне на перевод приносили технические инструкции. Зарплату подолгу не платили, и часто люди расплачивались продуктами, я и этому была очень рада! Это помогло моей семье выжить физически. Спасибо иностранным языкам!»
Профессия педагога всегда сопровождала Надежду Александровну. Сразу после окончания начальной школы она стала вожатой. Позже, проходила педагогическую практику в пионерских лагерях.
«Я очень рада, что моя мама не стала настаивать на тех направлениях, которые мне не нравились, а позволила мне сделать собственный выбор, – улыбается она. – Конечно, у меня были сомнения, но сейчас я нахожусь в гармонии и в плане самореализации, и чувствую себя прекрасно. Бывает, что об этом меня спрашивают мои же ученики: почему, обладая знаниями иностранного языка, я работаю всего лишь в школе, а не, скажем, переводчиком в престижной фирме? Дети часто жалеют нас и считают, что нам чего-то не хватает в этой жизни. Но это не так.
«А кто тогда будет преподавать для ваших детей? – спрашиваю. – Почему вы считаете, что у вас и у ваших детей должны быть посредственные учителя, не заинтересованные в своём деле?»
«Дети всегда тянулись ко мне, – рассказывает Надежда Александровна. – Сначала, я удивлялась этому. Ведь ничего особенного я не делала. А теперь и сама вижу, как дети тянутся к молодым. Сейчас, когда мне уже за сорок, я боюсь отдалиться от учеников в силу пропасти между поколениями, которая растёт с каждым годом. И от этого я ещё больше дорожу их доверием».
Новое классное руководство Надежда Александровна взяла после пятилетнего перерыва.
«И тут я поняла, что то, что было интересно и приемлемо пять лет назад, абсолютно неприемлемо сегодня, – поражается она. – Моё поколение учителей должно противостоять компьютерам и другим гаджетам, пытаться оторвать детей от них. С другой стороны, в эту среду нам тоже нужно окунаться, если хочешь быть ближе к детям. Как ни странно, помогла в этом дистанционка. Мне пришлось во многом разобраться и многому научиться. Но я уже спокойна: если мне что-то не понятно, то я не стесняюсь спрашивать об этом своих пятиклашек.
Много лет я работаю со старшеклассниками. Советуюсь с ними, спорю, и они могут меня переубедить. Живой диалог делает меня живым педагогом! – говорит Надежда Александровна. – Без пяти минут выпускники научили меня серьёзно относиться к своим потребностям и проблемам. Работая на посту заместителя директора по вопросам профилактики, я увидела жизнь многих ребят совершенно под другим углом – со сложностями, болью и проблемами, которые я стараюсь понимать и принимать».
Помимо учеников, на работу с отдачей Надежду Александровну вдохновляют коллеги.
«Я их очень люблю, команда – это всё! – восхищается она. – Любая идея развивается и воплощается тогда, когда есть поддержка команды. Ещё я хочу сказать большое спасибо родителям своих подопечных – благодаря им ты всё время в форме, в тонусе, они не дают расслабиться!
Совет моей учительницы немецкого языка Ксении Борисовны Сидоровой стал одним из моих основных жизненных принципов: не бояться своих ошибок. Через ошибки ты учишься, нужно действовать вопреки им. И ещё я всегда помню о том, что школа – это не подготовка к жизни, это – сама жизнь! Детям не нужно давать скидки на возраст, ведь они не просто дети, а маленькие люди. Нам, учителям, нельзя сбрасывать со счетов их переживания, часто кажущиеся бестолковыми и мелкими, ведь за многими из них стоят настоящие драмы».
Свою методику преподавания Надежда Александровна до сих пор ищет.
«А в этом и развитие, – смеётся она. – Прослушивая многочисленные вебинары или курсы, я понимаю, что это я возьму в свою практику, а это не совсем то. И это значит, у меня есть свой взгляд на преподавание предмета. И я рада постоянному недовольству собой и поиску, ведь иначе наступает профессиональная смерть.
Что мне не нравится в своей профессии – это отсроченные результаты. А хотелось бы наблюдать их пораньше. Но если дети уходят из школы с пониманием того, чего они хотят и воплощают эти желания в жизнь, мне хочется верить, что мы, учителя, сыграли в этом хоть небольшую роль. Я очень рада, когда наши выпускники навещают школу, когда они приводят сюда своих детей, когда что-то их сюда притягивает, я понимаю, что это настоящее доверие, и это очень ценно».
Дарья Давыдова