СЛОВО — ДАР БОЖИЙ
«Я всё время ищу ответ на вопрос, как же заинтересовать подрастающее поколение осознанным, вдумчивым, глубоким, настоящим чтением? - Задумывается учитель русского языка и литературы МАОУ «Экономической школы №145» Наталья Владимировна Осокина и, будто бы, немного погружается в себя. - И прихожу к выводу, что просто нужно читать вместе и говорить о прочитанном. Наверное, это лучший способ».
При этом, Наталья Владимировна прекрасно помнит, как, будучи маленькой девочкой, проснувшись рано утром, она, не вылезая из кровати, тут же брала книгу в руки и читала, читала, читала… «Кто меня к этому приучил? Кто вдохновил? Конечно, родители! И я читала и всё смотрела на часы — сколько у меня остаётся этих свободных, блаженных минут перед тем, как я должна буду встать и начать собираться в школу. Пятнадцать, десять, пять, ещё бы немного…
А ночами я читала под одеялом с фонариком! Я помню этот азарт: не быть замеченной родителями. И у моего брата был такой же интерес, хотя, он был младше. Он открыл для меня Лескова: мы всегда обсуждали прочитанное. А Ильфа и Петрова, например, читали вместе, по очереди: отнимали друг у друга книжку и хохотали!»
В доме Натальи Владимировны было много книг. Её родители выписывали их из книжного магазина, который располагался напротив дома. «Можете себе сейчас это представить? - Улыбается Наталья Владимировна. - Книг в магазине было мало. Приходилось заранее узнавать, что поступит в магазин в следующем месяце, получить на следующий месяц талон. Затем, прийти и отстоять с талоном огромную очередь и, расплатившись, получить книгу. Я сама стояла в таких очередях».
Не удивительно, что в школе девочка любила русский язык и литературу и училась в педагогическом классе. А пройдя практику, она поступила в педагогический институт и решила остаться в профессии, о чём ни разу не пожалела.
«Слово — это же дар Божий. - Говорит Наталья Владимировна. - С него всё началось. Этим инструментом человек воздействует на мир. Сейчас живое слово очень ценится, несмотря на цифровые технологии.
Существует такая методика как нейролингвистическое программирование, которая набирает популярность среди психологов, бизнесменов… Если выразиться просто, это манипуляции при помощи словесных форм, которыми можно исподволь заставить человека делать всё, что нужно. И тут всё зависит от того, в чьих руках окажется человек, какие слова он услышит.
А если посмотреть в сторону политики? Насколько там важно красноречие! Ты можешь быть хоть семи пядей во лбу, но никогда ничего не добьёшься, если не сможешь облечь свои мысли в слова.
Поэтому, со словом нужно очень аккуратно обращаться и бережно к нему относиться. Необходимо уметь подбирать слова, чтобы результат был нужным. Ведь есть слова, обладающие разрушительной силой: под это разрушение попадёт и тот, кто произнёс неосторожное слово».
Наталья Владимировна уверена в том, что человеку, который решил работать со словом — стать журналистом, поэтом или писателем, необходимо обогащаться внутренне. «Ведь писатель, например, сам создаёт культуру, значит, ему нужно учиться не только владению языковыми средствами, но и выбору тем, и стилю. Работа писателя — ювелирная, потому что в его руках человеческая душа».
Наталья Владимировна старается убедить своих учеников в том, что образование никогда не выйдет из моды. Образование — это непрерывное познание и приобщение к современным технологиям. «Тот, кто читает и совершенствуется, всегда будет впереди других. Язык — это ведь живой организм, он полон сюрпризов. Он развивается, меняется, поэтому, нельзя останавливаться в его изучении. А освоение новых технологий необходимо нам для того, чтобы жить в унисон с новыми поколениями, иначе, мы будем им неинтересны.
Всё, что я накопила за свою жизнь, я должна передать детям как опыт. Но подавать эти знания в старомодной форме неправильно. С одной стороны, я приверженец традиционных методик, живой диалог с учеником — моё излюбленное. Но сейчас, если я не буду владеть дистанционными технологиями, кому я смогу что-то рассказать?»
Прежде всего, Наталья Владимировна хочет, чтобы её подопечные с уважением относились к родному языку, владели им и любили его. Глобальнее — любили родную культуру и были ей сопричастны. «Самое большее, на что я надеюсь, - тихо говорит она, - воспитание в человеке человека».
Она ничуть не сомневается в том, что в её предметах заложена нравственность. «Со старшеклассниками мы постоянно сталкиваемся с темой нравственного выбора. Мне очень интересно их мнение по этому поводу, ведь в этом возрасте они впервые соотносят себя с обществом и жизнью вообще. Они легко судят о героях — кто хороший, а кто плохой, но когда сами стоят перед выбором, им становится тяжело: тут не всегда получается поступить по совести. И самый острый момент заключается в том, что этот нравственный выбор в жизни приходится делать каждый день! Хорошо, что у меня с моими учениками сходятся представления о том, что такое — совесть. Я всегда говорю им, что совесть — не рудимент. Впоследствии не должно быть стыдно ни перед обществом, ни перед самим собой.
Я вам скажу, что в книгах — всё правда. О прошлом, настоящем и будущем, человеческих отношениях, о жизни вообще. Писатели — провидцы, они всё знают, вы посмотрите, сколько совпадений было у фантастов, до каких глубин доходит психология и какие образы вскрывают нам сказки! Из литературы можно черпать жизненный опыт, но тут (вернёмся к истокам) нужно быть аккуратным со словом. Нужно знать, с каким словом и кого ты знакомишь! Литература должна быть по возрастам, иначе, те же понятия нравственности могут быть искажены».
Наталья Владимировна говорит, что работа сделала её более требовательной к себе и к ученикам, а вместе с тем и более терпимой ко всем: родителям, коллегам, подругам...На вопрос, поставленный вначале, она только прощупывает ответ. «Наверное, просто нужно читать вместе. Вместе с детьми. Чтобы была возможность обсуждать и слушать их мысли, их мнение и обязательно читать то, что они, в свою очередь, посоветуют тебе. Тогда и получится диалог, который приведёт к детскому поисковому интересу».
Дарья Давыдова