ИРИНА МОТУЗ: «ВСЁ ВРЕМЯ БРОСАЮ СЕБЕ ВЫЗОВ»
Ирина Валентиновна Мотуз, преподающая такие полярные предметы как информатика и литература, а также активно занимающаяся внеурочной деятельностью в МАОУ «СОШ № 55», заканчивала не менее удивительное для направления своей работы учебное заведение – Пермский строительный колледж по специальности «Предпринимательская деятельность в строительстве».
«Хотя и говорят, что случайности не случайны, но в школе я оказалась, действительно, случайно!» – смеётся девушка.
В 2013 году она выпустилась из колледжа и заняла должность инженера ПТО в строительной фирме. «В колледж я поступала целенаправленно, – вспоминает Ирина Валентиновна. – Я хотела получить инженерную специальность и работать в этом направлении, что изначально и складывалось. Но затем мне захотелось развиваться и, для начала, получить высшее образование. Продолжать строительную линию я уже не хотела, поскольку колледж, как я думала, дал мне достаточное количество знаний, и я поступила в Пермский институт культуры на направление «Менеджмент социально-культурной деятельности».
Ирина Валентиновна училась заочно и продолжала работать. А когда пришло время сессии, руководство фирмы не отпустило её на экзамены. И, поскольку личностное развитие стояло у девушки на первом плане, она уволилась и продолжила образование. «Я не боялась потерять работу, – говорит Ирина Валентиновна. – К тому же, у меня была ещё и подработка (смеётся). – Ещё со времён колледжа я работала в фитнес-клубе инструктором групповых программ: прошла курсы и стала преподавать. Дело в том, что это тоже было мне очень близким: с детства я занималась бадминтоном и доросла до разряда КМС, была членом сборной Пермского края».
А год спустя, в сентябре 2014 года, Ирина Валентиновна устроилась работать в школу № 55 – на такой работе совмещение с учёбой только приветствовалось. «В настоящее время школа – это не только образовательный пункт, а ещё и место, где происходит становление детской личности, и где мы стараемся воспитывать в детях лучшие качества, – размышляет девушка. – Мне кажется, без привития нравственности, все получаемые знания бессмысленны. Если мы не научим детей по-доброму относиться к ближним, ничего хорошего из такого образования не выйдет. Обычно, для этого и проводятся внеурочные общешкольные, общегородские и более масштабные мероприятия, на которых определённые качества прививаются детям осознанно».
Эту деятельность в 55-й школе и ведёт Ирина Валентиновна. В школе есть традиционные мероприятия, которые проводятся из года в год, и которых с нетерпением ждут учителя, дети и их родители, а также варьирующиеся, нетрадиционные мероприятия. Так, например, уже семь лет подряд организуется краевой фестиваль «Школьные голоса», просмотр номеров которого ведёт профессиональное жюри: действующие певцы города, солисты пермской филармонии и Театра оперы и балета. От заявок на фестиваль отбоя нет! И каждый год у него своя тема: «Песни из мультфильмов», «Песни из кинофильмов», «Поющая семья», а в этом году – «Песни Победы».
В 2015 году на территории школы открыли памятник дважды Герою Советского Союза Григорию Флегонтовичу Сивкову, и с тех пор каждый год 9 мая у 55-й школы проходят линейки-митинги. «Конечно, даже к такому традиционному формату проведения мероприятия как линейка школьники быстро теряют интерес, и тут приходится придумывать что-то новое, чтобы завладеть их вниманием, – улыбается Ирина Валентиновна. – Например, в День Победы мы отказались от запуска воздушных шаров триколора, потому что это пагубно влияет на экологию, а вместо этого, выстроив детей в три ряда, вручили им листы формата А3 с соответствующими цветами – белым, синим и красным. А на их обратной стороне был написан Гимн России. Это была масштабная, впечатляющая акция, и фотографии получились не хуже, чем с шарами!» – смеётся она.
«Я, в том числе и как классный руководитель, воспитываю в них чувство товарищества, положительный настрой друг по отношению к другу, учу своих подопечных судить человека по его поступкам, прививаю любовь к Родине, доброту, сострадание, милосердие, ответственность, – рассказывает Ирина Валентиновна. – А если говорить о необходимости идти в ногу со временем, то тут, как мне кажется, крайне важно развивать гибкость. Я думаю, что разносторонность – это однозначный плюс для человека, и возраст для того, чтобы попробовать что-то новое – никогда не помеха. Я всё время ищу новые курсы, вебинары, семинары, конференции, участвую в различных волонтёрских акциях, езжу на всероссийские форумы… А своим подопечным говорю: участвуйте везде, ведь никогда не знаешь, где этот опыт может пригодиться!»
Когда Ирина Валентиновна училась в строительном колледже, она была главным редактором местной газеты, и это издание даже побеждало на краевой Студенческой весне в номинации «Студенческая газета». «Любая новая отрасль даёт новые знания и навыки, – говорит Ирина Валентиновна. – Мне кажется, что с разносторонними людьми интереснее и легче общаться. Конечно, речь не идёт о разносторонности, когда человек берёт везде по чуть-чуть, а в итоге – ничего. Обязательно должно быть что-то основное. Моё основное сейчас – это школа, на данный момент лучше всего я ориентируюсь именно в области педагогики. И разносторонность мне нужна в том числе и для того, чтобы быть на одной волне со своими учениками, ведь в чём-то у нас могут совпасть интересы».
В детстве Ирина Валентиновна мечтала стать тренером по своему направлению. «Сейчас я понимаю, что в какой-то степени воплотила свою мечту, – смеётся она. – Ведь обучение детей близко к тренерству. Но я не исключаю, что когда-нибудь сменю род деятельности. Я открыта к переменам и не склонна засиживаться, даже если место и очень удобное. Думаю, что человеку необходимо постоянно выходить за рамки своего комфорта. Я всё время бросаю себе вызовы!
Например, участвую в профессиональных конкурсах. Хотя я итак ежедневно общаюсь с детьми и провожу уроки, здесь я должна выходить на более широкую публику и транслировать свой опыт. В 2017 году я заняла второе место в номинации «Хобби» конкурса «Я самая. Я самый». Читать стихи, отвечать на вопросы, демонстрировать видеоролик было не страшно. А вот тур, посвящённый дефиле, стал для меня настоящим преодолением себя. И я рада, что прошла его достойно.
Я бросаю себе вызовы и в других областях. Например, я никогда не любила бегать, бег вызывал у меня только отвращение. Я не понимала тех, кто любит бегать, а ещё и платит деньги за участие в различных марафонах. Но так сложилась судьба, что в 2017 и 2018 годах я работала волонтёром на пермских марафонах. Надевая медали на призёров, я восхищалась ими и считала их героями. А в 2019 году уже сама пробежала свой первый полумарафон – дистанцию в 21 километр.
Для регулярных тренировок мне нужна была мотивация. И, начав тренироваться, я вдруг поняла, что во время бега я мысленно разгружаюсь и отдыхаю. Занимаясь видом спорта, где требуется выносливость, я не теряю силы, а, напротив, получаю энергию! И нет ничего прекраснее чувства, когда после очередного забега ты думаешь: а ведь я ещё что-то могу, я живой!»
Сейчас своё направление «тренерства» Ирина Валентиновна называет наставничеством. Как после фитнес-тренировок она была рада восторженным клиентам, так и в школе ей нравится наблюдать за тем, как растут её подопечные. «Если ребёнок добился успеха, значит, ты выбрал правильное направление своей деятельности, – уверена она. – И приятнее всего быть к этому успеху причастным.
К сожалению, в нашей образовательной системе не систематизирован подход к самоопределению ребёнка. Сейчас я посещаю тьюторские курсы и понимаю, что это – преимущественно индивидуальная работа, её невозможно на высоком уровне организовать на поток школьников. Поэтому, в данной ситуации, я могу лишь посильно помогать тем, кто прощупывает свой путь. Мне кажется, что самое главное, чтобы дети понимали, что в действительности стоит за той или иной профессией, и что нужно для её освоения. Тогда можно будет осмысленно работать на свою цель. А в условиях современной многозадачности, детям нужно прививать такие качества как мобильность, подвижность, стрессоустойчивость, находчивость».
Ирина Валентиновна постоянно учится. Хотя бы потому, что, по её словам, всё время меняется поток учеников, и даже сами они меняются от урока к уроку. «И к каждому ты ищешь индивидуальный подход, и в этом поиске развиваешься, и понимаешь, что сидеть-то некогда», – улыбается она.
Дарья Давыдова