СОПЕРЕЖИВАНИЕ — ЭТО САМОЕ ВАЖНОЕ

21 мая, 12:06

У учительницы начальных классов школы № 3 Фаины Васильевны Шмыриной двое братьев и две сестры. Из пяти детей она родилась третьей, и папа в шутку звал её «Золотая серединка». Крестили девочку Фотиньей, а при регистрации была соответствующая духу времени реакция: «Что за имя такое – Фотинья? Назовите хотя бы Фаиной». «Меня часто спрашивают: «вы татарка?» – смеётся Фаина Васильевна. – Говорю, татарскую культуру уважаю, но я чисто русская. Это просто имя. А муж даже зовёт меня Феюшкой».

 

Со своим мужем Фаина Васильевна знакома с детства: они учились вместе. В девятом классе их посадили за одну парту. «И он влюбился, – улыбается Фаина Васильевна. – Начал ухаживать. Я сперва не придавала этому значения, мне нравились мальчики постарше. К тому же, я была очень видная: спортсменка, комсорг. Но он был настойчив и добился того, чтобы я осталась именно с ним.

 

После школы мы не хотели расставаться. Но я сказала, что вижу себя только учителем, а он: «хоть-куда, но только не в педагогический!». Помню, как моя первая учительница, Екатерина Николаевна Альтапова читала книгу «Солнечный денёк» Любови Воронковой. Мне так хотелось переживать всё то, что переживали герои книги! Уже в первом классе я знала кем буду, когда вырасту. Но я была гибкой и согласилась поступать в Технологический институт в Москве вместе со своим избранником. В итоге, на четвёртом экзамене мы всё равно поссорились, и я не пошла его сдавать. Не поступив, вернулась домой в город Мураши Кировской области и безутешно плакала».

 

Целый год Фаина Васильевна работала в родной школе лаборантом, а потом всё-таки поступила в Кировский педагогический институт имени Ленина на специальность «Математика и физика». Мама уверяла её, что возлюбленный, учась в Москве, обязательно встретит там другую. Но каждые каникулы он приезжал домой, а после окончания института они с Фаиной Васильевной поженились. «И все удивляются, как мы до сих пор сохранили такое нежное и трепетное отношение друг к другу! – рассказывает женщина. – Сейчас, если вдруг я скажу, что устала от работы, он отвечает: а я говорил, что не нужно идти в педагогический».

 

Первый год после окончания института Фаина Васильевна работала по специальности. Математику преподавала в 9 классе – выпускном. Дочке был один годик, она посещала ясли и часто болела. Никто не мог заменять учителя во время болезни ребёнка. И со следующего учебного года она начала работать учителем начальных классов. И вскоре поняла, что именно в этом её призвание.

 

«Я же не только преподаю, я ещё опекаю и нянчусь! – смеётся Фаина Васильевна. – Младшим школьникам нужно помогать одеваться, застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, пристёгивать лыжи на физкультуре... А во мне, видимо, много материнства, я всегда с удовольствием это делаю.

 

Малышей, пришедших в первый класс, мы, прежде всего, учим учиться: сидеть на уроке, слушать и слышать одноклассников и учителя, отвечать полными ответами. И потом к ним приходит понимание, зачем же они пришли в школу. Поэтому, у меня на уроках никогда не было проблем с дисциплиной. Да я и никогда не задавалась вопросом, как же заинтересовать детей, ведь когда учитель влюблён в свой предмет, они сидят тихо-тихо и слушают тебя «с открытыми ртами».


Несмотря на большие классы, Фаина Васильевна видит и знает каждого из своих учеников: их семьи, склонности и интересы. «Я знаю, чего от них можно ожидать. И если это не оправдывается, значит, в жизни ребёнка происходят какие-то трудности. Семья – это самое важное для детей, это их тыл, и, в первую очередь, там всё должно быть гармонично. Иначе, находясь в дисгармонии, маленький, не сформировавшийся человечек теряет свою личность».


 

Фаина Васильевна уверена в том, что детскую любовь невозможно заслужить. Она формируется сама, естественным образом. «Дети всё очень тонко чувствуют: и твоё отношение к предмету, и твоё отношение к ним. Ещё важно, чтобы тебя принимали родители. Я всегда говорю им: мы единый коллектив и работаем в одном направлении – воспитываем одного человека. Наши конфликты всегда можно обсудить и решить, не вовлекая детей».

 

Каждый год Фаина Васильевна с детьми и родителями празднует День рождения классного коллектива. Родители пекут огромный торт с именами детей и пожеланиями классному руководителю. И все вместе выезжают на природу. «Я слежу за тем, чтобы родители поехали у каждого, – говорит Фаина Васильевна. – Ведь иначе ребёнку будет одиноко.

 

Мне легко с детьми потому, что я просто люблю детей. Я иду к ним на урок и предвкушаю встречу: они проявляют себя добрыми и отзывчивыми, ну как их не любить?»

 

А это всегда взаимно. Даже такие малыши, как ученики начальных классов, могут помогать учителю. В конце марта этого года Фаина Васильевна ездила на курорт, а когда вернулась, то школы были уже закрыты. «И как же я могла продолжать учить в новых условиях, когда сама к ним не адаптировалась? – спрашивает она. – Я не спала целую неделю, обучаясь дистанционным технологиям, и сама во всём разобралась. Сначала доходило до слёз, если вдруг что-то срывалось. А сейчас мои родители и подопечные мне подсказывают, и я без них – никуда.

 

В общении с детьми очень важно сохранить в себе ребёнка. При этом не обязательно вставать на один уровень с ними, важно чувствовать первозданно, как дети. Я знаю, что я очень чувствительна, часто плачу при чтении затрагивающих стихов. И в эти моменты у нас в классе бывает такая тишина, что даже слышно, как муха пролетает».

 

Особо активным ученикам Фаина Васильевна предлагает записываться в секции и кружки по интересам. В этом они с коллегами только поддерживают друг друга. «Если детям нужно выступить на олимпиаде по чужому предмету, я всегда помогаю, – говорит Фаина Васильевна. – Я за активную школьную жизнь. В свою очередь, коллеги помогают мне. Например, наш учитель ОБЖ, Евгений Михайлович Кетов, готовил нас к городскому конкурсу смотра строя и песни, на котором за исполнение песни «Россия – любимая моя» мы заняли первое место».

 

Какие только технологии не использует Фаина Васильевна в процессе обучения: деятельностный метод, групповая работа, пары сменного состава, проектную деятельность, формирование критического мышления и УУД на каждом уроке, технологии развивающего обучения и обратной связи. Но обязательными всегда являются физкультминутки и гимнастика для глаз. «Ещё для детей, особенно в первом классе, очень важна работа над мелкой моторикой и тактильные ощущения, – говорит она. – Так, например, изучая буквы, мы делали их из бархатной и наждачной бумаги.  Но играю я на уроках нечасто, только в первых трёх классах. А уж в четвёртом – готовлю выпускников к серьёзной учёбе. Я всегда нахожусь в школе до последнего своего ученика, занимаюсь индивидуально. Много внимания уделяю обучению решения нестандартных задач. Без этого никак».

 

Как говорит Фаина Васильевна, работа – это её жизнь. Кто, если не она? «Если нужно что-то сделать, то кто? – смеётся женщина. – И здесь я не могу дать себе возможность отдохнуть. Бывает, что я прихожу домой – и просто падаю. Но энергию я черпаю именно в любви к детям. Мне кажется, мои чувства лучше всего выражают строки стихотворения С. В. Черемисиной (тоже учителя начальных классов):

 

День прошёл... И классы опустели...

Размышлениям предаюсь опять:

Почему с детишками судьбу связала

И учителем зачем решила стать?

 

Почему?.. Ответа нет, но знаю,

Что профессию не выбирала я.

«Будь учителем!» – душа мне подсказала.

Видно, быть с детьми – судьба моя!

 

Плакать и смеяться будем вместе,

Веселиться, петь и танцевать,

Огорчаться и прощать обиды,

Над плохой оценкой горевать.

 

Взгляд детей мне душу согревает,

Их энергия мне силы придаёт,

Детский смех весельем заряжает,

Дружба детская меня не предаёт.

 

Чем могу я отплатить за этот

Драгоценный дар моей судьбы?

Только тем, что я навеки подарила

Детям капельку моей души.

 

Мы всё время поднимаем детей до своего уровня: учим их чувствовать и сопереживать. Мне кажется, сопереживание – это самое важное, и на это направлены все мероприятия. Мы читаем, смотрим, слушаем для того, чтобы они аж до слёз переживали, понимали, что День Победы, например – это праздник действительно со слезами на глазах. Их взгляд должен быть не пустым, а вдумчивым. Если дети это принимают, их сердце оттаивает, и они становятся добрее».

 

Важно отметить, что для счастливой Фаины Васильевны этот год богат на даты. 27 марта, в Международный день театра она отметила свой 65-летний юбилей, а 30 апреля у неё родился внук.

 

Дарья Давыдова


Читайте также
РОЛЬ СИСТЕМЫ ЭПОС В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Сегодня, 10:59
Все мы стали свидетелями, а школьники – ещё и прямыми участниками того, как пандемия за две недели подвергла изменениям всю систему образования. Проблема подтолкнула к переходу от устоявшегося треугольника взаимодействия «школьная доска–парта–ученик» к цепи «ученик–компьютер». 18 мая прошла пресс-конференция с представителями Центра информационного развития Пермского края. Тема заявлена важная, даже дискуссионная: «Роль электронной образовательной системы ЭПОС в обучении школьников».
Подробнее
ГДЕ ПОСИДЕТЬ ИЗ ДОМА? (АФИША 26.05 - 1.06.2020)
Сегодня, 10:37
В нашей еженедельной подборке мы собрали для вас всё самое интересное, что можно посмотреть в сети. Квартирник от солиста панк-группы «Тараканы!», благотворительные музыкальные фестивали, экскурсии и тематические онлайн-викторины.
Подробнее
ИСТОРИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. ЧТО ДЕЛАЮТ НА КАРАНТИНЕ КУКОЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ
22 мая, 12:28
Мы продолжаем рассказывать о том, что интересного показывают театры во время карантина. Наш новый обзор мы посвятили куклам. Из него вы узнаете, чем сейчас занимаются ведущие кукольные театры страны: трансляции спектаклей, онлайн-репетиции, экскурсии по музею кукол, подкасты и многое другое. 
Подробнее