СОПЕРЕЖИВАНИЕ — ЭТО САМОЕ ВАЖНОЕ
У учительницы начальных классов школы № 3 Фаины Васильевны Шмыриной двое братьев и две сестры. Из пяти детей она родилась третьей, и папа в шутку звал её «Золотая серединка». Крестили девочку Фотиньей, а при регистрации была соответствующая духу времени реакция: «Что за имя такое – Фотинья? Назовите хотя бы Фаиной». «Меня часто спрашивают: «вы татарка?» – смеётся Фаина Васильевна. – Говорю, татарскую культуру уважаю, но я чисто русская. Это просто имя. А муж даже зовёт меня Феюшкой».
Со своим мужем Фаина Васильевна знакома с детства: они учились вместе. В девятом классе их посадили за одну парту. «И он влюбился, – улыбается Фаина Васильевна. – Начал ухаживать. Я сперва не придавала этому значения, мне нравились мальчики постарше. К тому же, я была очень видная: спортсменка, комсорг. Но он был настойчив и добился того, чтобы я осталась именно с ним.
После школы мы не хотели расставаться. Но я сказала, что вижу себя только учителем, а он: «хоть-куда, но только не в педагогический!». Помню, как моя первая учительница, Екатерина Николаевна Альтапова читала книгу «Солнечный денёк» Любови Воронковой. Мне так хотелось переживать всё то, что переживали герои книги! Уже в первом классе я знала кем буду, когда вырасту. Но я была гибкой и согласилась поступать в Технологический институт в Москве вместе со своим избранником. В итоге, на четвёртом экзамене мы всё равно поссорились, и я не пошла его сдавать. Не поступив, вернулась домой в город Мураши Кировской области и безутешно плакала».
Целый год Фаина Васильевна работала в родной школе лаборантом, а потом всё-таки поступила в Кировский педагогический институт имени Ленина на специальность «Математика и физика». Мама уверяла её, что возлюбленный, учась в Москве, обязательно встретит там другую. Но каждые каникулы он приезжал домой, а после окончания института они с Фаиной Васильевной поженились. «И все удивляются, как мы до сих пор сохранили такое нежное и трепетное отношение друг к другу! – рассказывает женщина. – Сейчас, если вдруг я скажу, что устала от работы, он отвечает: а я говорил, что не нужно идти в педагогический».
Первый год после окончания института Фаина Васильевна работала по специальности. Математику преподавала в 9 классе – выпускном. Дочке был один годик, она посещала ясли и часто болела. Никто не мог заменять учителя во время болезни ребёнка. И со следующего учебного года она начала работать учителем начальных классов. И вскоре поняла, что именно в этом её призвание.
«Я же не только преподаю, я ещё опекаю и нянчусь! – смеётся Фаина Васильевна. – Младшим школьникам нужно помогать одеваться, застёгивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, пристёгивать лыжи на физкультуре... А во мне, видимо, много материнства, я всегда с удовольствием это делаю.
Малышей, пришедших в первый класс, мы, прежде всего, учим учиться: сидеть на уроке, слушать и слышать одноклассников и учителя, отвечать полными ответами. И потом к ним приходит понимание, зачем же они пришли в школу. Поэтому, у меня на уроках никогда не было проблем с дисциплиной. Да я и никогда не задавалась вопросом, как же заинтересовать детей, ведь когда учитель влюблён в свой предмет, они сидят тихо-тихо и слушают тебя «с открытыми ртами».
Несмотря на большие классы, Фаина Васильевна видит и знает каждого из своих учеников: их семьи, склонности и интересы. «Я знаю, чего от них можно ожидать. И если это не оправдывается, значит, в жизни ребёнка происходят какие-то трудности. Семья – это самое важное для детей, это их тыл, и, в первую очередь, там всё должно быть гармонично. Иначе, находясь в дисгармонии, маленький, не сформировавшийся человечек теряет свою личность».
Фаина Васильевна уверена в том, что детскую любовь невозможно заслужить. Она формируется сама, естественным образом. «Дети всё очень тонко чувствуют: и твоё отношение к предмету, и твоё отношение к ним. Ещё важно, чтобы тебя принимали родители. Я всегда говорю им: мы единый коллектив и работаем в одном направлении – воспитываем одного человека. Наши конфликты всегда можно обсудить и решить, не вовлекая детей».
Каждый год Фаина Васильевна с детьми и родителями празднует День рождения классного коллектива. Родители пекут огромный торт с именами детей и пожеланиями классному руководителю. И все вместе выезжают на природу. «Я слежу за тем, чтобы родители поехали у каждого, – говорит Фаина Васильевна. – Ведь иначе ребёнку будет одиноко.
Мне легко с детьми потому, что я просто люблю детей. Я иду к ним на урок и предвкушаю встречу: они проявляют себя добрыми и отзывчивыми, ну как их не любить?»
А это всегда взаимно. Даже такие малыши, как ученики начальных классов, могут помогать учителю. В конце марта этого года Фаина Васильевна ездила на курорт, а когда вернулась, то школы были уже закрыты. «И как же я могла продолжать учить в новых условиях, когда сама к ним не адаптировалась? – спрашивает она. – Я не спала целую неделю, обучаясь дистанционным технологиям, и сама во всём разобралась. Сначала доходило до слёз, если вдруг что-то срывалось. А сейчас мои родители и подопечные мне подсказывают, и я без них – никуда.
В общении с детьми очень важно сохранить в себе ребёнка. При этом не обязательно вставать на один уровень с ними, важно чувствовать первозданно, как дети. Я знаю, что я очень чувствительна, часто плачу при чтении затрагивающих стихов. И в эти моменты у нас в классе бывает такая тишина, что даже слышно, как муха пролетает».
Особо активным ученикам Фаина Васильевна предлагает записываться в секции и кружки по интересам. В этом они с коллегами только поддерживают друг друга. «Если детям нужно выступить на олимпиаде по чужому предмету, я всегда помогаю, – говорит Фаина Васильевна. – Я за активную школьную жизнь. В свою очередь, коллеги помогают мне. Например, наш учитель ОБЖ, Евгений Михайлович Кетов, готовил нас к городскому конкурсу смотра строя и песни, на котором за исполнение песни «Россия – любимая моя» мы заняли первое место».
Какие только технологии не использует Фаина Васильевна в процессе обучения: деятельностный метод, групповая работа, пары сменного состава, проектную деятельность, формирование критического мышления и УУД на каждом уроке, технологии развивающего обучения и обратной связи. Но обязательными всегда являются физкультминутки и гимнастика для глаз. «Ещё для детей, особенно в первом классе, очень важна работа над мелкой моторикой и тактильные ощущения, – говорит она. – Так, например, изучая буквы, мы делали их из бархатной и наждачной бумаги. Но играю я на уроках нечасто, только в первых трёх классах. А уж в четвёртом – готовлю выпускников к серьёзной учёбе. Я всегда нахожусь в школе до последнего своего ученика, занимаюсь индивидуально. Много внимания уделяю обучению решения нестандартных задач. Без этого никак».
Как говорит Фаина Васильевна, работа – это её жизнь. Кто, если не она? «Если нужно что-то сделать, то кто? – смеётся женщина. – И здесь я не могу дать себе возможность отдохнуть. Бывает, что я прихожу домой – и просто падаю. Но энергию я черпаю именно в любви к детям. Мне кажется, мои чувства лучше всего выражают строки стихотворения С. В. Черемисиной (тоже учителя начальных классов):
День прошёл... И классы опустели...
Размышлениям предаюсь опять:
Почему с детишками судьбу связала
И учителем зачем решила стать?
Почему?.. Ответа нет, но знаю,
Что профессию не выбирала я.
«Будь учителем!» – душа мне подсказала.
Видно, быть с детьми – судьба моя!
Плакать и смеяться будем вместе,
Веселиться, петь и танцевать,
Огорчаться и прощать обиды,
Над плохой оценкой горевать.
Взгляд детей мне душу согревает,
Их энергия мне силы придаёт,
Детский смех весельем заряжает,
Дружба детская меня не предаёт.
Чем могу я отплатить за этот
Драгоценный дар моей судьбы?
Только тем, что я навеки подарила
Детям капельку моей души.
Мы всё время поднимаем детей до своего уровня: учим их чувствовать и сопереживать. Мне кажется, сопереживание – это самое важное, и на это направлены все мероприятия. Мы читаем, смотрим, слушаем для того, чтобы они аж до слёз переживали, понимали, что День Победы, например – это праздник действительно со слезами на глазах. Их взгляд должен быть не пустым, а вдумчивым. Если дети это принимают, их сердце оттаивает, и они становятся добрее».
Важно отметить, что для счастливой Фаины Васильевны этот год богат на даты. 27 марта, в Международный день театра она отметила свой 65-летний юбилей, а 30 апреля у неё родился внук.
Дарья Давыдова