АЛЛА ВАЛЕРЬЕВНА ХАРИТОНОВА – КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ПОЁТ

26 июня, 10:44

С Аллой Валерьевной я познакомилась в 2017 году, когда мой старший сын перешёл учиться в гимназию № 17. Помню, как пришла на родительское собрание и увидела классного руководителя моего сына, учителя музыки – Аллу Валерьевну Харитонову.

 

Алла Валерьевна показалась приветливой, и в то же время строгой. Говорила нам, испуганным родителям десятиклассников о том, какие трудности нас ожидают в выпускном классе. Но после каждого сообщения педагог не уставала добавлять, что все через это проходят, и «вы справитесь». После собрания подошла к учителю познакомиться: «А вы мама Дамира Ханова? Поздравляю с поступлением в нашу гимназию. Ему придется много заниматься. Готовы к этому?»

 

Готовность подтвердила кивком. Все два года Алла Валерьевна не уставала мне звонить и напоминать о необходимости прохождения Дамиром медосмотров, посещения дополнительных занятий, сдачи различных документов. Она стала незаменимым путеводителем в сложном маршруте, который проходят родители выпускников школ. И я (не самая дисциплинированная мама, вечно работающая, уставшая и заботящаяся одновременно о шести детях) не могла не оценить этой заботы. Скажу с уверенностью: многие вопросы остались бы нерешёнными, если бы не Алла Валерьевна.

 

Я всегда думала о том, скольких же таких мам как я в голове держит Алла Валерьевна. Ближе с ней познакомилась, когда вместе были наблюдателями на ЕГЭ. Была возможность поговорить. И вот тогда-то я заметила безграничную любовь учителя к прекрасному, к музыке. Даже мой сын (математик по натуре) замечал, как меняется учитель, когда вместе они собираются и поют. Как преображается лицо Аллы Валерьевны, светится взгляд. Да, мне тогда подумалось: если вы мой путеводитель в школьной жизни, то музыка – путеводитель в вашей.

 

Интересна история прихода Аллы Валерьевны на работу в гимназию № 17 г. Перми:

– Сразу после окончания училища, я поступила в пермский институт культуры, а потом пришла работать в гимназию. Меня взяли сначала концертмейстером, я  аккомпанировала на уроках. А в декабре, после ухода из гимназии моей коллеги, мне предложили работу учителя музыки. Думала ли, что навсегда останусь в этой школе? Не предполагала. Но сейчас в моей трудовой только одна запись.

 

Проработав в гимназии год, Алла Валерьевна попросила у директора Элеоноры Николаевны Падей разрешения взять классное руководство. Директор согласилась. С тех пор учитель музыки всегда была классной мамой. И она сама признаётся, что эта работа ей очень нравится. У Аллы Валерьевны всегда было два класса одновременно. Наверное, с тех пор учитель могла бы подписаться под фразой из знаменитой песни: «Встречай, учи и снова расставайся, когда уйдём со школьного двора». Сколько же выпусков сделала Алла Валерьевна? Скольким дала путёвки в жизнь?

 

– Это большая ответственность – отвечать за ребёнка, его успеваемость, дисциплину в классе. Планировать досуговую деятельность. Но не представляю без этого жизни. Дети всегда с таким доверием смотрят на меня, когда обращаются за советом или помощью.


Важное отличие выпускников Аллы Валерьевны от прочих гимназистов в том, наверное, что они выходят музыкально подкованными. Почему? Все годы обучения ребята посещают с Аллой Валерьевной концерты и спектакли.  «Я понимаю, что им не всё будет нравиться, – говорит учитель. – Но, если никуда не ходить, так и не сформируется своя позиция относительно того или иного вида искусства. Детей формирует среда. И погружение в среду искусства культурно обогащает ребёнка, формирует музыкальный и художественный вкус. Мы посещаем не только оперный театр и органный зал. Любим ходить в «Антикафе»! Для большинства детей эти походы остаются главным впечатлением на всю жизнь о пермской культурной жизни».

 

Как учитель, Алла Валерьевна преследует одну единственную задачу: чтобы дети узнали и услышали как можно больше той самой проверенной временем классической музыки. «То, что они услышат после, – говорит она, – будет базироваться на первоначальном. И если после они никогда в жизни не пойдут в театр, людьми они всё равно будут хорошими. Ведь познакомившись со знаменитыми шедеврами, они не смогут быть плохими. Что бы они ни слушали потом, они будут воспитаны на музыке вне времени».

 

Пока Алла Валерьевна это говорила, я вспоминала своего сына. Каким он уходил в театр. Иногда недовольным, мол, зачем идти на оперу. И каким возвращался. Например, после «Евгения Онегина». Он приходил. Заглядывал в книжку. Сверял. Совпадает ли либретто оперы и текстом оригинала. Цитировал мне. Иногда даже пел. Вспоминал, как проходил это произведение в школе и на музлитературе. Такие разговоры после театра превращали семейные вечера в уютные и добрые. Иногда даже мы могли сесть за пианино и что-то исполнить из школьной программы. И это замечательно! Мамы подростков знают, как трудно откровенно поговорить с взрослеющим сыном.

 

Летом, когда школьная жизнь затихает, для Аллы Валерьевны начинается особая пора. Она  работает на теплоходе «Павел Бажов». «Это моя вторая жизнь! – рассказывает учитель. – С самого нового года мы начинаем готовиться к навигации, и я с нетерпением жду лета! А сейчас – это же просто конец света, накрываются все рейсы!» На теплоходе Алла Валерьевна выступает: поёт в дуэте вместе с сыном Эдуардом, который сейчас учится в консерватории по классу вокала.

 

«У него потрясающий бас, очень редкий голос! – говорит Алла Валерьевна. – Он очень красиво поёт, и петь с ним в дуэте – одно удовольствие. Я сама просто обожаю петь! Десять лет назад создала в нашей школе вокальный ансамбль. Мои ребята – неоднократные лауреаты конкурса патриотической песни имени Булата Окуджавы. Сейчас, когда все школы перешли на дистанционное обучение, так не хватало наших репетиций, занятий, совместного пения!»

 

Но всё же и в период пандемии Алла Валерьевна продолжала петь со своими учениками. Она записала для учащихся гимназии № 17 замечательный онлайн-урок, посвящённый 9 Мая. В нём она рассказывала истории создания песен военных лет и исполняла из них отрывки. А ещё учитель моего сына поддержала патриотический проект редакции «Перемены-Пермь», который мы назвали «Школьники поют о войне». Вместе с ребятами из пяти школ города Алла Валерьевна пела песни в Zoom. И это было настоящим, незабываемым концертом. Трогательным и будто живым.

 

«Сейчас мы с моими коллегами по творчеству так страдаем от дистанции! Ведь петь хочется, очень хочется петь!» – говорит Алла Валерьевна. Она почувствовала тягу к пению, когда запел её сын. «Я всегда мечтала о сцене, – вспоминает она. – Но я не представляла, как может воплотиться эта мечта. А мечты сбываются: и вот я уже много лет на теплоходе. У меня есть свои поклонники, на мои музыкальные салоны собирается большое количество зрителей. И больше всего я люблю петь в дуэте или ансамблем, ведь тогда можно выстраивать красивейшие многоголосия!»

 

Свой репертуар Алла Валерьевна выбирает сама: «Говорю слушателям: хочу вам об этом рассказать, хочу попеть с вами об этом. Ну а после каждый может сделать свои выводы. Так же и с детьми. Прежде чем они научатся рассуждать о музыке, музыка должна в них проникнуть. Для этого при посещении концертов и спектаклей требуется дисциплина. Я всегда говорю им: если скучно – лучше спите. Ведь и тогда музыка останется внутри».

 

Наталья Ханова, Дарья Давыдова


Читайте также
СПАСЕНИЕ КРАСОТОЙ
18 июня, 11:38
«Я скоро приеду!» – говорит мне Татьяна Валентиновна Фёдорова. И, в ожидании встречи, я решаю немного прогуляться по селу. Конец мая, в воздухе благоухающая сиреневая дымка. И в каждом дворе, без исключения, есть её куст. Думаю, какое же природное богатство и как щедра природа этого села! А я иду, будто бы окунувшись в него, и нет предела сиюминутному счастью. На одной из тропинок, поросших ярко-жёлтыми огромными одуванчиками, мне машет рукой Татьяна Валентиновна. «Ничего себе, я думала, вы приедете как угодно, но не так», – удивляюсь. – «А я езжу только на велосипеде!» – смеётся она в ответ: худенькая, с развевающейся на ветру короткой стрижкой.
Подробнее
«ШКОЛА – ЭТО НЕ ПОДГОТОВКА К ЖИЗНИ, ЭТО – ЖИЗНЬ!»
4 июня, 12:32
«Мои учителя говорили мне, что в школе невозможно не оставаться молодым, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «СОШ № 63» Надежда Александровна Курова. – Школа заряжает молодостью. Сейчас я понимаю, что они были правы. Общение с детьми для меня – это подзарядка. Энергию для работы я беру именно от своих учеников. И я не знаю, какими бы качествами я обладала сегодня, если бы не общалась с ними».
Подробнее
СОПЕРЕЖИВАНИЕ — ЭТО САМОЕ ВАЖНОЕ
21 мая, 12:06
У учительницы начальных классов школы № 3 Фаины Васильевны Шмыриной двое братьев и две сестры. Из пяти детей она родилась третьей, и папа в шутку звал её «Золотая серединка». Крестили девочку Фотиньей, а при регистрации была соответствующая духу времени реакция: «Что за имя такое – Фотинья? Назовите хотя бы Фаиной». «Меня часто спрашивают: «вы татарка?» – смеётся Фаина Васильевна. – Говорю, татарскую культуру уважаю, но я чисто русская. Это просто имя. А муж даже зовёт меня Феюшкой».
Подробнее