УЧИТЕЛЬ И ЖУРНАЛИСТ: ЧЕМ ЭТИ ПРОФЕССИИ ТАК СХОЖИ?

24 августа, 06:55

Учитывая то, что газета «Перемена-Пермь» тесно сотрудничает с пермскими образовательными учреждениями, размышление на тему схожести профессий журналиста и учителя рождается само собой. Иногда учителя примеряют на себя роль журналистов – готовят тексты для нашей газеты и сайта, помогают ученикам осваивать основы журналистского ремесла. С другой стороны, журналисты «влезают в шкуру» педагога, передавая свои профессиональные знания юным корреспондентам. Наши проекты – пример успешного и полезного взаимодействия двух ремёсел – журналистики и педагогики. Как же так? Разбираемся!

 

Говоря о любой профессии, хочется сразу понять её суть: с чем именно человек работает, для кого предназначен его труд, какие знания и навыки необходимы для того, чтобы быть мастером этого дела. Попробуем ответить на обозначенные вопросы по порядку и сравнить возможные сходства и различия профессий учителя и журналиста.

 

С чем работают?

Журналист работает с информацией – собирает её, обрабатывает и передаёт своей аудитории. Современному учителю тоже много приходится работать с информацией – знаниями, изложенных в учебниках, методичках, документах. Педагог собирает её, обрабатывает, стараясь сделать максимально понятнойсвоим ученикам,и передаёт её им. Отличия, конечно же, есть, но они не так значительны. Так, аудитория журналиста не имеет перед ним моральных обязательств и обратная связь, которую получают журналисты, иногда может носить совершенно жуткий характер (вспомним примеры hate speech’ей, которые часто разгораются подо публикациями некоторых журналистских расследований). Учитель же без обратной связи от своих учеников попросту не сможет работать, однако, и в его ремесле бывают случаи, когда обратная связь приходит оттуда, откуда её не ждут (например, в комментариях под фото на личной странице в соцсетях) и в той форме, в которой не следовало бы.

 

Для кого стараются?

Аудитория журналиста – его читатели, зрители или слушатели – стремится узнать для себя что-то полезное и интересное, будь то информация об изменениях в законодательстве, неожиданные события за рубежом или же простое отключение горячей воды. Также и аудитория учителя посещает занятия в стремлении обогатить свои знания по предмету. Разница между учителем и журналистом лишь в содержании его конечного продукта, да и то не всегда. Если мы возьмём урок обществознания или экономики, в котором мы узнаём про налоги или политическую систему зарубежных стран, в таком случае темы совпадут с журналистскими.

 

Теперь рассмотрим необходимые навыки.

Любознательность – желание узнавать новое в своей области. Фактчекинг – стремление проверять и передавать своей аудитории только проверенную информацию. Умение работать с большими объёмами информации. Умение грамотно и понятно излагать свою мысль. Все эти качества и умения, безусловно, необходимы и учителям, и журналистам. Только при высоком уровне развития этих профессиональных навыков, можно сделать свой труд не только приятным, но и максимально полезным для аудитории.

 

Можно найти ещё множество различных совпадений, но самое главное, как мне кажется, это стремление делиться и давать своей аудитории интересную и важную информацию, тем самым меняя мир вокруг себя. Передача знаний и преподнесение информации – этои великая сила, и, вместе с тем, огромная ответственность. Не случайно сегодня говорят: кто владеет информацией, тот владеет миром.

После подробного сравнения двух профессий, думаю, стало очевидно, что учителя и журналисты имеют гораздо больше общего, чем это может показаться на первый взгляд. Именно поэтому нам так легко найти точки соприкосновения и общие интересы. И это замечательно!

Михаил Боталов,
медиа-педагог «Перемены-Пермь»

 


Читайте также
ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДРОЖАТ. КАК СДЕЛАТЬ ХОРОШЕЕ ВИДЕО, КОТОРОЕ НЕ СТЫДНО ВЫЛОЖИТЬ В ИНТЕРНЕТ
18 августа, 11:29
В своей рубрике я уже много раз говорил о том, почему педагогу необходимо не только существовать в социальных сетях, но и при этом наполнять их качественным контентом как для себя и коллег, так и для учеников. Вместе с этим не совсем понятно, как именно делать тот самый интересный и качественный контент, особенно в формате видео. Разбираемся.
Подробнее
НЕРВНЫЙ ТИК-ТОК. ПОЧЕМУ ПЕДАГОГУ ЛУЧШЕ ВЛИТЬСЯ В ВОЛНУ МОЛОДЁЖНЫХ МЕДИА, А НЕ КОНКУРИРОВАТЬ С НИМИ
11 августа, 12:27
Фраза «Уберите свои телефоны!» очень популярна среди педагогов. Точно так же, как «сипл-димпл» и «поп-ит» у подростков, которые узнали об этих модных игрушках в том числе из Тик-Тока. Формат этой социальные сети – короткие смешные (или полезные, а может и грустные) видео, как ничто другое вписывается в современное медиапространство.
Подробнее
САМ СЕБЕ БЛОГЕР. ИДЕИ ДЛЯ ЛИЧНОЙ МЕДИАПРАКТИКИ ЛЕТОМ
30 июня, 09:45
В прошлых текстах (ищите по тегу Учитель в медиа) мы говорили о том, как учитель может реализовывать свою деятельность в виртуальном пространстве. Однако преподавание – не единственное направление, в котором современный педагог может развиваться в медиа.
Подробнее