КАК И ЗАЧЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МУЗЫКУ НА УРОКАХ?
На уроках каждый учитель использует различные формы взаимодействия с классом: от традиционных до новаторских. Мы часто прибегаем к визуализации информации через картинки, видеофильмы, графики, таблицы… Однако порой забываем об аудиальном сопровождении материала. В этой статье я решила рассказать о том, зачем на уроках не музыки нужно использовать музыку и как это можно сделать.
Начнём с исследований психологов, которые раз за разом говорят о том, что музыка – наш помощник в учёбе. Существует даже отдельная отрасль психологии, которая так и называется – музыкальная психология. Специалисты в этой области исследуют закономерности психологического восприятия музыки и её воздействия на состояние человека:
- Музыка улучшает концентрацию внимания. Она является одной из немногих вещей, которая стимулирует весь мозг, а не его отдельную часть. Поэтому, когда ученик выполняет задание, прослушивая при этом приятную для него музыку, концентрация внимания растёт, так как обучающийся фокусируется одновременно и на задании, и на музыкальных компонентах.
- Музыка, играющая фоном при выполнении упражнений, повышает творческий потенциал ребёнка. Это стимулирует появление новых идей, необычных решений и, конечно, создаёт творческую атмосферу.
- Музыка улучшает память. Проверьте на себе: сколько песен вы знаете наизусть? Наверное, сразу и не получится вспомнить все композиции. А всё дело в том, что музыка может улучшать механизмы памяти. У каждого есть такая песня, которая вызывает определённые воспоминания. Так попробуйте это же применить в учёбе. Предстоит сложная тема? Для того чтобы лучше её запомнить, можно воспользоваться этим методом ассоциации с песней: включите музыку, объясните тему, и вполне вероятно, что у ребёнка автоматически будет происходить ассоциация музыки с изученным материалом.
Непосредственно на уроках музыка может вызвать определённый эмоциональный отклик. Например, если на уроке литературы необходимо разобрать какое-нибудь лирическое произведение, связанное с описанием природы, шелестом листьев, пением соловья, то уместно будет использовать записанные звуки природы для более полного, глубокого погружения в тему. И вот ученик не просто читает о песне соловья, а слышит её. И я не удивлю вас, если предположу, что ребёнок может услышать соловья впервые! Так школьник лучше поймёт текст, сможет им проникнуться.
На уроках истории будет уместно использовать музыкальные фрагменты, песни для погружения в историческую эпоху. К примеру, не такое далёкое от нас событие – Великая Отечественная война. Однако многие школьники даже не знают имена и истории своих же родственников, живших в это время. Какой здесь может быть эмоциональный отклик? Да, везде говорят, что война – это больно и страшно. Но как ребёнку это понять? Через музыку. Прослушивание музыкальных фрагментов в сочетании с рассказом учителя позволит углубиться в тему, увидеть, как жили и о чём думали люди в это непростое время. И уже после такого эмоционального начала тема войны для кого-то не останется просто темой из курса истории, а на самом деле затронет глубины души. За комментарием я обратилась к Юлии Вячеславовне Казеновой, учителю русского языка и литературы: «Я использую музыку на уроках не только литературы, но и русского языка. Я это делаю, естественно, тогда, когда надо показать связь в искусстве – литературное произведение – опера, балет или оперетта, например.
На уроках русского языка даю ребятам песни современных исполнителей, где в текстах есть грамматические ошибки. Эти примеры мы вместе разбираем. Я думаю, что ребятам это демонстрирует то, что музыка - универсальный язык, понятный каждому. Через музыку и песни можно углубиться в прошлые столетия, а можно прочувствовать связь с современностью».
Безусловно, без музыки нельзя обойтись при знакомстве с эпохой, культурой определённой страны. На уроках иностранного языка всегда погружаются в культуру народов. Например, при изучении английского языка многие педагоги посвящают целые уроки группе the Beatles, рассказывая её творческую историю, включая или заучивая музыкальные композиции. Исследователи Янина Леман и Тина Сеуферт обнаружили, что люди, которые слушают текст, лучше понимают его смысл. Этот подход ложится в основу обучающих песенок на иностранном языке. За комментарием я обратилась к Екатерине Вадимовне Осиповой, учителю английского языка: «Во-первых, песни – это мотиватор для детей. Особенно если подбирать песни с умом. Нужно учитывать возраст, интересы и вокальные данные. Проще, если ты знаешь интересы детей и подбираешь музыку раз в несколько недель как ввод в грамматику или лексику. Например, в тексте песни могут быть пропущены грамматические формы, детям нужно раздать тексты и попросить послушать песню, по ходу заполняя пропуски. Если это работа с лексикой, то можно пропустить слова, объединённые одной темой. Дети их вставляют и следующим заданием пытаются отгадать, какая тема их ждёт на уроке.
Или же можно взять песню как бонус за хорошую и быструю работу на уроке – осталось время – так можно наградить ребят.
Также можно учить песни, тем самым прорабатывая произношение и сложные слова и фразы. Детям нравится запоминать текст, и они, сами того не ведая, учатся произношению и пополняют свой словарный багаж».
Подводя итог, скажу: не стоит пренебрегать музыкой, её потенциалом для изучения новых тем, эмоционального отклика или создания творческой атмосферы на уроках. Такие музыкальные уроки действительно запомнятся школьникам, поскольку они сегодня на вес золота.
Симпатова Валерия Евгеньевна
Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми
Фото: wallhere.com