РОССИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ»: возвращение в офлайн, цифровая реальность и индивидуальные траектории обучения

8 сентября, 06:43

27 августа Министерство Просвещения РФ при поддержке Правительства Московской области провело Российский международный форум «Время образования». Это глобальное событие и главная коммуникационная площадка страны для экспертов и заинтересованных лиц сферы образования.

  

Главная цель форума в 2021 году — представить ключевые векторы госполитики в области образования, обсудить основные тренды цифровой трансформации жизни человека, выделить направления и целевые ориентиры работы системы дошкольного, дополнительного, общего, профессионального и высшего педагогического образования на учебный год.

  

Мероприятие, проходившее в гибридном формате, посетило 23 тысячи участников из всех 85 регионов России, а также из 13 зарубежных стран. 20 треков программы в 5 тематических кластерах — «Время образования», «Педагогика нового времени», «Трансформация управления образованием», «Семья в современном мире» и «Урок в современном мире» — одновременно проходили офлайн и транслировались онлайн, позволив каждому выбрать интересную дискуссию. Трансляцию и запись Форума в социальных сетях Министерства просвещения посмотрели более 1 000 000 раз.

  

Речь министра просвещения РФ Сергея Кравцова на пленарном заседании «Опережая время: система образования для человека новой эпохи» была посвящена важности очного обучения в школах — домашнее обучение было вынужденной мерой, но когда ситуация позволила, процесс снова приобрёл традиционный формат. Ни у Министерства просвещения, ни у Министерства цифрового развития нет никаких планов по переводу школ на дистанционное обучение. Однако использование новых технологий, по мнению Сергея Кравцова, останется с нами и станет эффективным дополнением к офлайн-образованию. Министр также обратил внимание, что именно учитель является главной движущей силой образовательного процесса и что его работу нельзя назвать услугой. «Учитель не оказывает услуг – это миссия, призвание», — сказал Сергей Кравцов.

  

В рамках образовательной платформы «Сферум» Сергей Кравцов также пообщался с директорами из разных регионов России – от Калининградской области до Петропавловска-Камчатского.

  

Сессия «Лучшие региональные практики трансформации образования», в рамках которой представлены передовые модели преобразования образовательной среды Московской и Свердловской областей, Алтайского и Пермского края, Республики Чечня и города Санкт-Петербурга, показала, как общефедеральный проект, попадая в руки профессионалов на местах, трансформируется в индивидуальное решение с учетом не только региональных, но и районных особенностей. Кейсы затронули все уровни образования – от дошкольного и дополнительного до переподготовки педагогов.

  

  

Екатерина Черепанова, заместитель министра образования Пермского края, рассказала об электронной пермской образовательной системе (ЭПОС), которая развивается как единое информационное пространство. Помимо электронных дневников, библиотеки с учебным контентом, информационного портала, единой платформы для  записи на услуги допобразования и базы с отчетами,  она включает в себя информационную систему «Траектория», созданную на базе различных ведомств для профилактики детского и семейного неблагополучия. Аккумулируя в себе все данные межведомственного взаимодействия, платформа выдает алгоритм действий в случае, если ребенок приближается к социально неблагополучному положению. На платформе зарегистрированы все образовательные учреждения области и более 320 тыс. учеников.

  

Михаил Пучков, заместитель председателя Комитета по образованию г. Санкт-Петербург, рассказывая об опыте создания сети центров цифрового образования на базе школ (it-кубы, кванториумы и проч.) в рамках нацпроекта «Образование», отметил, что каждый центр может работать как в сфере дополнительного образования детей, так и в области реализации основных образовательных программ. С 2019 года создано 11 отдельных центров в разных районах Санкт-Петербурга, а к 2024 году их будет 32. Кадровый состав для таких центров проходит подготовку заранее, что ускоряет процесс запуска и облегчает его материально-технического и единое методическое обеспечение.

  

В основе региональной модели воспитания молодежи Алтайского края, по словам Светланы Говорухиной, врио министра образования и науки, – самоопределение и профориентация учеников с акцентом на системность работы на всех уровнях образования и командно-проектную деятельность. Особое внимание уделяется истории и культуре Алтайского края, включая разработку научно-методических и edutainment-материалов. Благодаря внедрению данной модели за последние 5 лет уже появились интересные проекты в области предпринимательства в рамках программы АСИ «Кадры будущего», открылось более 500 точек роста, 8 кванториумов и 5 it-кубов и т.д.

  

Лариса Хусайнова, руководитель центра продуктивного образования «Эковерситет» Чеченского государственного педагогического университета, рассказывая о причинах создания центра для выпускников педвуза, отметила, что классный руководитель работает не с регламентом, а с компетенциями, поэтому он должен владеть метанавыками – уметь слышать и слушать, позволять детям проявлять себя, быть толерантным к непохожести, различиям. Методологической основой программы взаимодействия молодого специалиста с ребенком стал экосистемный подход, действующий на принципах сотрудничества.

  

О цифровизации деятельности образовательных организаций и программ среднего профобразования рассказал Николай Вяткин, начальник отдела управления проектной деятельностью и цифрового развития Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. Особенность созданного единого цифрового пространства системы образования Свердловской области в том, что оно успешно работает с любой федеральной информационной системой. По сути, это центральная база данных, объединяющая 130 профессиональных и общеобразовательных организаций и позволяющая оперативно и наглядно анализировать закономерности и взаимосвязи. В качестве критерия успешной цифровой трансформации системы образования спикер назвал сокращение отчетности на всех уровнях.

  

Илья Бронштейн, министр образования Московской области, поделился опытом внедрения передовых технологий в региональную образовательную систему, без которых невозможно говорить о внедрении эффективных управленческих решений. По словам министра, услуга должна уйти из содержания в административную деятельность, которую оказывает государство в электронном виде. Экосистема цифровых инструментов «Школьный портал Московской области» позволяет дистанционно осуществить запись в дошкольное учреждение, в школу, в центры дополнительного образования, запись на ОГЭ и ЕГЭ, подать документы в колледжи и вузы, а управленцам – формировать аналитические отчеты и с помощью сервиса «ОКО» управлять качеством образования.


Читайте также
КАК ПЕРЕЖИТЬ ОСЕННЮЮ ХАНДРУ В ОБРАЗОВАНИИ?
Сегодня, 21:26
Я искреннее уверена, что осень для детей и педагогов – это особенное время. И, к сожалению, процент тех, кто готов полноценно учиться/работать, уступает проценту тех, кто идёт в школу, превозмогая себя. А как избавиться от такого состояния и даже влюбиться в мир вокруг? Попробуем разобраться вместе.
Подробнее
КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
21 сентября, 21:18
Неэффективность простой зубрёжки давно доказана и проверена тысячами учеников. Кроме того, это просто скучно – а нет ничего хуже монотонности. Современные учителя придумывают всё больше и больше новых форматов учёбы, которые позволяют учиться меньше, но лучше. Если подготовка к ЕГЭ – это то, что вам начать нужно, но так не хочется, обратите внимание на эти советы.
Подробнее
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО: ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
16 сентября, 18:18
Да! Начался новый учебный год. Для одних это радость, для вторых – стресс, а для третьих – самое первое классное руководство. Как быть, если класс дали, а что и как с ним делать не объяснили? Обо всём по порядку!
Подробнее