РАЗДУМЬЯ РЕДАКТОРА НАКАНУНЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ИЗДАНИЯ

6 сентября, 21:46

Вспомните ли вы, дорогие читатели, что было 10 лет назад на первое сентября в пермском школьном образовании: где построили стадион? кто был директором первой школы в Закамске? что ответили руководители школ в нашем опросе о необходимости единой школьной газеты городу? Что вообще думали школьники, которым сейчас 25-28 лет, о будущем Перми и каким видели его? А не интересно ли будет найти этих молодых людей и спросить, что сбылось из сказанного? Или вспомнить, как прошли сборы с участием уполномоченного по правам ребенка летом 2011 года в гимназии №3?

 

Вряд ли вспомните. И это вполне нормально. Однако интерес к тому, каким было образование в 2011 году наверняка есть. А в 2012 или 2015? Или даже в 2019? Вроде бы недавнее прошлое. А всё же прошлое. И чтобы в него заглянуть, достаточно прийти в редакцию «Перемены-Пермь» и попросить архив газет нашего издания или заглянуть в раздел «Архив» на нашем сайте peremena-perm.ru.

 

Немногие города России могут похвастаться тем, что имеют такую летопись регионального образования, а наша Пермь может. Накануне десятилетия (первый выпуск газеты вышел 6 декабря 2011 года) хочется и должно размышлять о многом. Особенно мне — той, кто учредил и создал краевую школьную газету, той, кто занимается газетой, и не только ей, по сей день.

 

СНАЧАЛА БЫЛИ ПРОСТО СТАТЬИ

Первые два года интерес к изданию был живым. Мы с менеджером издания Светланой Чашечкиной завоевывали школу за школой, заключая договоры на ежемесячное размещение. Газета пару лет был пузатой — выходила каждые две недели на двенадцати, а иногда и шестнадцати полосах. Сейчас издание в большинстве случаев восьмиполосное, а число договоров информационного сопровождения упало вдвое. Зато в геометрической прогрессии выросло число договоров на реализацию проектов.

 

 

Первый проект мы реализовали в 2013 году. Он был связан с обращением директора пермской школы-интерната. Тогда директор сообщил в редакцию, что здоровые дети из соседней школы, от которой интернат был отделен забором, частенько покалачивают ребят с ограниченными возможностями здоровья. Директор попросил написать об этом статью. Мы же решили иначе: «А давай объединим этих детей-драчунов и особенных детей общим делом», — сказала я нашему испуганному редактору Наташе Былевой. Мы попросили разрешение собрать детей из обеих школ в актовом зале.

Актриса ТЮЗа поиграла с ними в игры, и уже через пару часов дети были друг с другом «на короткой ноге», а моя редактор уже проводила с ними блиц-опрос про дружбу.

В общем, проект прошел на «ура» — драк больше не было, а мы открыли новый подход к созданию контента.

 

Теперь мы поняли, что в газету могут писать не только приглашенные авторы про школьные линейки или новогодние ёлки, а мы сами можем создавать инфоповоды — делать с детьми добрые дела, а потом писать об этом.Так родился фестиваль детско-юношеских журналистских проектов «Переменим Пермь». Фестиваль в 2021 году прошел уже в 8-ой раз и объединил не две школы, а 37! Участников в этом году уже было 1200, а проектов 8.

 

Ещё два года, с 2013 по 2015, мы жили, вдохновляясь новым решением — вовлекать школы в жизнь редакции и этим дарить жизнь изданию. Проекты и по сей день реализуются на оргвзносы школ-участниц.

 

ГРАНТЫ — НАШЕ ВСЁ

Потом кто-то из партнёров шепнул мне, что мой проект, моя газета — чистой воды история про некоммерческое объединение. «Создавайте НКО, Наталья», — сказал специалист по социальной политике одного крупного предприятия, и добавил: «Сможете получать гранты, жить станет полегче». Три месяца мне снилось это НКО. Я сходила на консультацию к юристу, и в июле 2015 года было создано АНО «Центр проектов «Сотрудничество», которое спустя пару лет было переименовано в «Центр проектов «Переменим». Сейчас, когда мы получили право на ведение образовательной деятельности, добавились еще три буквы после АНО — ДПО (автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования).

 

 

С 2015 года мы робкими шажками стали завоевывать нишу общественников от образования. Первый выигранный нами грант назывался «Говорят молодые», а грантодателем была администрация г. Перми. Сумма гранта казалась космической — около 70 000 рублей. В том же году мы впервые получили средства на реализацию проекта «Родниковой край» от ПАО «РусГидро-Камская ГЭС». Сумма гранта составила 150 000 рублей, треть из которых мы перевели на благоустройство родника школе-победительнице. Теперь гранты стали одним из столпов нашей финансовой устойчивости и дали возможность чувствовать себя увереннее.

 

А В ПРОФОРИЕНТАЦИЮ НЕ ХОТИТЕ?

Однажды я побывала на заседании «Клуба корпоративных редакторов» и тогда впервые услышала, как остро на промышленных предприятиях стоит вопрос о новых сотрудниках. Каждый второй редактор корпоративного СМИ говорил, что мы интересны им, как организаторы профориентационных проектов. «Почему бы и нет!» — пронеслось у меня в голове.

 

В моем телефоне есть номера всех директоров пермских школ. За неделю я бываю минимум в 20 школах и детских садах. И вижу, и знаю, чем живут эти школы. Разве не смогу я собрать проект в любой отрасли и тем самым объединить школы? Смогу!

 

Так появился проект с наивным названием «Профессии химического производства во сне и наяву». Первыми, кто поверил в нас и дал бюджет на проект, был «СИБУР». Теперь ежегодно мы организуем «Клуб юных химиков «Поколение СИБУР».В этом году проект пройдёт уже в пятый раз. В прошлом году одним из результатов проекта стало успешное поступление 25 из 75 одиннадцатиклассников-участников клуба на химико-технологический факультет пермского Политеха! А ещё мы в разы увеличили популярность компетенции «лаборант химического анализа» на чемпионате молодых профессионалов «Юниор-профи». В первый год школы шли в эту компетенцию что называется «на веру», среди участников почти не было конкуренции. Сейчас же в региональном отборе участвует до 100 команд!

 

А наш фестиваль «Пермь профессиональная» разросся до 10 профориентационных проектов: тут и «Банкиры будущего», и «Школа декораторов», и «Аптекари будущего», и «Зелёные профессии», и «Добрые профессии» и многие другие. Целый год мы писали талмуд из более чем 500 страниц, чтобы депонировать нашу методологию «Программа сетевой профориентации школьников». Талмуд сдан — ждём сертификат, подтверждающий право на интеллектуальную разработку.

 

И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЁ

Сейчас, отвечая на вопрос, что такое «Перемена-Пермь», я говорю: мы — экосистема, объединяющая людей и организации ради детей. Мы — команда, которая работает, чтобы пермское образование было конкурентноспособным и насыщенным смыслом.

 

Конечно же, отдельно стоит упомянуть проекты в сфере медийно-информационной грамотности и социальной педиатрии. Но и так много написала, поэтому продолжу об этом в следующий раз.

 

С новым учебным годом, дорогие педагоги, родители, ребята, друзья-партнёры! Переменим Пермь вместе!

 

Наталья Ханова, главный редактор «Перемены-Пермь»