ЗАГАДКИ ЗАКУЛИСЬЯ: ЧТО ВЫ НЕ ЗНАЛИ О ПЕРМСКОМ ТЕАТРЕ ОПЕРЫ И БАЛЕТА

9 апреля 2021 , 06:06

5 апреля участники театральной студии «Лаборатория зрителя» побывали в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского. Экскурсовод Светлана Леонидовна показала ребятам оркестровую яму, театральный музей, закулисье, рассказала им историю основания этой достопримечательности и много интересных фактов: как у артистов и музыкантов получается слаженно работать, как устроена подача звука в зрительном зале и какие странные костюмы приходилось надевать танцорам на некоторые постановки. Сегодня мы расскажем вам всё, что узнали.

  

Первый факт: пол в оркестровой яме театра может подниматься и опускаться. Эта система существует для того, чтобы добиться необходимого звучания, и она является дополнительным способом регулирования громкости инструментов. Раньше под паркетом в яме находился пласт стекла толщиной в метр. Однажды рабочие разбирали пол и решили вынести обнаруженное стекло. Но его оказалось так много, что это вызвало подозрения. Рабочие связались с одним из московских театров, где им ответили, что стекло положено там не просто так: оно помогает звуку резонировать и становиться мощнее.

  

Второй факт: бархатные кресла и лепнина в зрительном зале нужны не только для украшения. Благодаря декоративным элементам на стенах и потолке звук «распадается», и его может слышать вся аудитория, даже те, кто находится на балконе. Но для того, чтобы он, отразившись, не ушёл обратно в зал, все кресла в театре обиты бархатом. Этот материал поглощает звучание и даёт ему задержаться наверху.

  

Третий факт: в карманах – помещениях по бокам сцены – стоят телевизоры. Этот приём Пермский театр оперы и балета использует для того, чтобы регулировать темп игры музыкантов и помогать актерам под него подстроиться. Оркестровая яма тёмная изнутри, и лишь за спиной дирижёра находится большой белый квадрат, на который направлены камеры. Сам же капельмейстер обязан носить черное на каждой постановке. На белом фоне его руки отчётливо видны, и актёры во время выступления могут видеть экран телевизора, где транслируются действия дирижёра. Благодаря этому артисты понимают, нужно ли им танцевать быстрее или медленнее, чтобы попасть в ритм музыки.

  

Четвертый факт: на сцене стелют особый паркет для балетных спектаклей. Так как многие танцевальные элементы включают в себя прыжки, артистам необходимо покрытие, которое поглощает силу удара тела о пол. В противном случае танцоры могут повредить позвоночник. Также сценический линолеум не плавится под воздействием высоких температур: жар, исходящий от софитов, растопил бы любое другое покрытие. Балетный пол является хорошей альтернативой доскам и обычному паркету.

  

Пятый факт: в Пермском театре оперы и балета работают так называемые верховые. Они занимаются тем, что, стоя над сценой, посыпают её конфетти, искусственным снегом или лепестками цветов во время спектаклей. Лишь недавно в театре появилась машина, распыляющая рукотворный снег, но она ещё не смогла заменить верховых.

  

Шестой факт: внутри самого театра находится своеобразный музей. Там хранится особый реквизит, например, шапка, напоминающая шапку Мономаха, воинский шлем из папье-маше и модель пуантов. На самом деле пуанты балерины сложно устроены: они состоят более чем из пятидесяти деталей, каждая из которых необходима для обеспечения безопасности ног танцовщицы во время выступления. В музее находится и модель сцены с реальными пропорциями, напоминающая кукольный домик. Именно на этой модели «ставятся» новые спектакли, для которых применяются миниатюрные декорации. Приёмная комиссия оценивает постановку, и если она находит представление удачным, то спектакль входит в репертуар, а реквизит конструируют в реальную величину. Также в музее выставлены костюмы чайника и кофейника, предназначавшиеся для балета «Красавица и чудовище». Вес каждого из них - около 17 килограммов.

  

Итак, теперь вы посвящены в некоторые секреты Пермского театра оперы и балета. Возможно, после прочтения этой статьи вам самим захочется побывать на экскурсии и увидеть памятник культуры таким, каким его не наблюдает обычный зритель. Там вы точно узнаете ещё больше интересного о самом известном пермском театре.

Ложкина Екатерина,

ученица гимназии №5


Автор:


Читайте также
Вера Селянинова: «Экономику страны делают рабочие кадры»
13 августа, 05:33
Вера Александровна Селянинова – педагог, директор образовательных учреждений с многолетним стажем, основатель и руководитель центра повышения квалификации «Становление». Её карьера началась в сельской школе, продолжилась в профессиональных училищах, а сегодня команда под её руководством обучает специалистов по всей России и за её пределами. В интервью мы обсудили тонкости профессионального самоопределения, современные подходы к обучению и мифы о рабочих профессиях.
Подробнее
Раиса Кассина: «Создаём условия, чтобы каждый школьник знал, кем он хочет стать»
13 августа, 05:16
Редакция краевой школьной газеты «Перемена-Пермь» совместно с юнкорами МАОУ «СОШ № 55» г. Перми поговорили с Министром образования и науки Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной о том, как правильно выстроенная профориентационная работа помогает современным подросткам выбрать будущую профессию.
Подробнее
Маркировка рекламы – важная составляющая грамотной журналистской работы
16 июня, 08:39
С 1 сентября 2023 года в России действует новый порядок маркировки рекламы в Интернете. Согласно закону, все рекламные материалы, размещаемые в сети, должны быть зарегистрированы через операторов рекламных данных, а креативы (визуальное или текстовое оформление рекламы, направленное на повышение эффективности коммуникации с целевой аудиторией) – снабжены специальным идентификатором. По этому поводу 9 июня в Пермской торгово-промышленной палате была организована практическая бизнес-игра «Маркировка рекламы». Мероприятие вызвало большой интерес у представителей малого и среднего бизнеса, маркетологов, блогеров, специалистов рекламных агентств и СМИ. Редакция «Перемены Пермь» тоже приняла участие в бизнес-игре.
Подробнее