«ТОЛЬКО БЕЗ ПАНИКИ!» ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ПЛАНИРУЕТСЯ ПЕРВЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК
Для молодого педагога одними из самых волнительных моментов считаются первый и открытый уроки. И если на первом уроке зачастую учителя оценивают лишь дети, то на открытом уроке присутствуют коллеги и администрация, дабы оценить компетентность, дать советы, поделиться опытом и, конечно, подвергнуть работу молодого специалиста критике.
В некоторых школах принято устраивать открытые уроки ежегодно, в некоторых – ежемесячно. Чем больше зрителей, тем больше волнения и вероятности допустить ошибки. А сколько вопросов крутится в голове! И всё надо продумать. Чем быстрее выстроится план подготовки, тем меньше волнения с каждым открытым уроком придётся переживать начинающему учителю.
Попробуем разобраться, что ни в коем случае нельзя делать на открытом уроке, что необходимо использовать, чтобы повысить качество урока и как показать себя с лучшей стороны.
Первым делом необходимо заранее составить план работы над уроком. Прописать даже мелочи. Если есть возможность, то выбрать класс, с которым вам будет легче. Если права выбора класса нет, то в помощь себе можно попросить несколько смышлёных учеников из других классов. А ещё лучше – прорепетировать свой урок на другом классе. Так вы сможете увидеть все недочёты, достоинства и скорректировать время. Например, добавить или убрать некоторый материал.
Тема урока. Надо понимать, что новая тема может вызвать у детей скованность и малую активность, как и сложная тема (здесь спасут различные проблемные ситуации, преднамеренные ошибки, балльное стимулирование и другие методы и приёмы активизации учащихся). Кстати, в ступор детей может ввести и неестественное, непривычное для учеников поведение учителя – голос и манера поведения на открытом уроке должны быть такими же, как обычно, в совокупности с доброжелательной обстановкой.
В рамках сложной темы проблематично применить нестандартные формы проведения урока, такие как урок-конференция, урок-суд, урок-ток-шоу, урок-игра и т. д. Пройденную тему дети обязательно «выдадут» своей активностью и знаниями, также, как и отрепетированный урок. А лёгкий материал коллеги могут счесть за вашу некомпетентность и отсутствие глубоких познаний своего предмета.
Итак, выбирая формат и тему урока, нужно обратить внимание на сильные стороны своих учеников, исходя из этого подобрать тему, она не должна быть слишком сложной. Кстати, формат урока тоже можно подобрать исходя из интересов детей. Например, дети, которые очень любят соревноваться, будут активны на уроках с элементами состязания. Если планируете разбирать новый материал, то обязательно подготовьте детей к новой теме, сделайте вводную часть перед открытым уроком. Для первого открытого урока лучше выбрать знакомый формат работы. Новый формат может таить в себе немало подводных камней.
При составлении конспекта урока, важно выделить моменты, которые могут вызвать затруднения у детей. Продумайте то, что вы будете делать в случае форс-мажора, ошибки или неудачи. Например, сломалась техника, ученики не поняли материал, ребёнку от волнения стало плохо на уроке и т.д.
Можно даже прописывать такие моменты и проговаривать варианты выхода из них. Так вы не растеряетесь, если действительно случится неудача, и будете готовы к различным исходам. Даже отойти от намеченного плана и изменить ход урока, работать экспромтом, подстраиваясь под детей – это признак креативности и мастерства учителя.
Демонстрационный материал всегда украшает и делает урок более интересным. Обязательно подготовьте наглядность: таблицы, графики, презентации, картинки и т. д. Также, чтобы заинтересовать детей, на уроках можно использовать ИКТ-технологии, смарт-доску, различных роботов-помощников. Однако, во всём должна быть мера. Большой объём наглядных материалов может спровоцировать у детей чувство растерянности и будет тормозить абстрактное мышление. Атрибутов, таких как музыка, видео, свет, спецэффекты также должно быть немного, иначе форма начнёт превалировать над содержанием урока.
Вместе с этим педагог должен понимать, что к нему на урок приходят коллеги, многие из которых имеют немалый опыт работы, он должен задать себе вопрос: «Что я могу показать нового коллегам, чем могу удивить?».
Опытные педагоги советуют перед планированием урока провести диагностику детей. И при включении в конспект определённых приёмов учитывать темперамент детей, их каналы восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики), в какой степени дети владеют главными надпредметными способами учебной деятельности (умение обобщать, сравнивать, классифицировать, абстрагироваться).
Эти данные перед началом урока можно озвучить гостям, что даст им возможность понять, почему вы выбрали тот или иной формат работы. Такое вступление избавит учителя от множества вопросов после урока и впечатлит гостей.
И последнее, важно уделить время на то, чтобы предупредить детей об открытом уроке. Чем спокойнее вы объясните детям, для чего это нужно, тем спокойнее будут дети на самом уроке.
Наталья Былёва