Как обучать детей-инофонов: опыт школы №36

18 декабря 2019 , 08:16

Школа №36 находится на окраине города Перми. Ей уже 60 лет. Среди учеников школы всегда было немало детей мигрантов, которые являются инофонами, т.е. не говорящими на русском языке. Как же обеспечить адаптацию, обучение и развитие этих детей?

 

Когда ребёнок-инофон приходит в первый класс русскоязычной школы, он испытывает «культурный шок». Обучение ребёнка двум языкам одновременно – сложный процесс, требующий терпения и поддержки родителей. Не менее важно создание благоприятной среды в образовательном учреждении.

 

Российская общеобразовательная школа была полиэтничной всегда: на территории нашей страны насчитывается около 160 национальностей. В школе №36 процентное соотношение ребят, для которых русский язык не является родным, составляет ежегодно 7-7,5%. Благодаря тому, что количество детей-инофонов здесь относительно небольшое, им удаётся лучше овладеть новой культурой.

 

Задача учителя, работающего с инофоном, заключается не только и не столько в заучивании языковых форм, речевых оборотов или лингвистических конструкций, а в том, чтобы дать возможность ребёнку погрузиться в иную языковую среду и научиться реализовывать свое преимущество. Инофон в процессе проникновения в особенности русского языка изначально воспринимает всё происходящее как игру, этому способствуют и игровые формы работы с ним. В дальнейшем он применяет этот навык и в других сферах жизни. Таким образом, бывший инофон часто демонстрирует готовность адаптироваться к меняющимся «правилам игры».

 

Дети 7-8 лет осваивают русский язык с нуля в достаточной степени, как правило, в течение календарного года. Процесс обучения практически выравнивается к завершению детьми начальной школы. Согласно карточкам опросов всех ребят в классах о понимании ими русского языка (и об отношении к нему) с 9-11 лет они выравниваются в своих знаниях с русскоговорящими сверстниками, становятся более гибкими и крепкими психологически. Дети начинают понимать значения слов на уроках, по телевидению, в учебниках и в художественной литературе. Школьники-инофоны осознают степень своей грамотности, проблемы при освоении предметов в школе, знают и уже видят варианты решения реальных проблем.

 

За последние годы в школе №36 мы отмечаем реальные примеры-доказательства успешно вступающих в самостоятельную жизнь ребят-выпускников – бывших инофонами при поступлении к нам в школу. Данные выпускники часто вырастают и становятся яркими личностями. Они радуют педагогический коллектив и оставляют своих учителей в уверенности, что все их усилия и труд были не напрасными, и функционирующая в школе среда оказывается эффективной, что и проверяется ежегодно самой жизнью.

 

Александр Леонидович Колчанов,
директор школы №36


Читайте также
Вера Селянинова: «Экономику страны делают рабочие кадры»
13 августа, 05:33
Вера Александровна Селянинова – педагог, директор образовательных учреждений с многолетним стажем, основатель и руководитель центра повышения квалификации «Становление». Её карьера началась в сельской школе, продолжилась в профессиональных училищах, а сегодня команда под её руководством обучает специалистов по всей России и за её пределами. В интервью мы обсудили тонкости профессионального самоопределения, современные подходы к обучению и мифы о рабочих профессиях.
Подробнее
Раиса Кассина: «Создаём условия, чтобы каждый школьник знал, кем он хочет стать»
13 августа, 05:16
Редакция краевой школьной газеты «Перемена-Пермь» совместно с юнкорами МАОУ «СОШ № 55» г. Перми поговорили с Министром образования и науки Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной о том, как правильно выстроенная профориентационная работа помогает современным подросткам выбрать будущую профессию.
Подробнее
Маркировка рекламы – важная составляющая грамотной журналистской работы
16 июня, 08:39
С 1 сентября 2023 года в России действует новый порядок маркировки рекламы в Интернете. Согласно закону, все рекламные материалы, размещаемые в сети, должны быть зарегистрированы через операторов рекламных данных, а креативы (визуальное или текстовое оформление рекламы, направленное на повышение эффективности коммуникации с целевой аудиторией) – снабжены специальным идентификатором. По этому поводу 9 июня в Пермской торгово-промышленной палате была организована практическая бизнес-игра «Маркировка рекламы». Мероприятие вызвало большой интерес у представителей малого и среднего бизнеса, маркетологов, блогеров, специалистов рекламных агентств и СМИ. Редакция «Перемены Пермь» тоже приняла участие в бизнес-игре.
Подробнее