ШКОЛА № 101 – МЕСТО ПРИТЯЖЕНИЯ

В преддверии 8 Марта мы побеседовали с директором пермской школы № 101. Екатерина Леонидовна Лялина работает здесь уже 26 лет, последние 10 из них – на посту директора. Считая школу своим призванием и домом, она убеждена, что 101-я сможет стать эпицентром добрых дел в городе Перми.
Екатерина Леонидовна, как Вы пришли в педагогику?
– Я родилась в педагогической семье. Мой дедушка Аркадий Сергеевич Лялин, ветеран Великой Отечественной войны, был учителем географии, а затем стал и директором вечерней школы № 16. Многие люди отзываются о нём с большим теплом, потому что он помог им устроить судьбу, показал ценность образования. После войны не все были готовы учиться, а он на завод ходил уговаривать рабочих получать образование и стремиться к большему. Моя мама – филолог, а вот тётка Зоя Константиновна Суслова – учитель математики. Она проработала в школе № 101 более 40 лет. У неё сотни благодарных учеников! Одним словом, я учитель в третьем поколении.
Что для Вас значит школа?
– Школа – место притяжения, но не только в эмоциональном, но и в духовном и содержательном смысле. В этой школе я начинала как учитель рядом с прекрасными педагогами, здесь формировалась команда единомышленников, закладывались традиции воспитательной системы, сюда мои выпускники приводят детей. В школе ты удивительным образом прикасаешься к будущему. Это великое чудо.
В 2015 году, заканчивая капитальный ремонт в нашей школе, мы сами плитку клали, швы затирали, мыли, собирали мебель, приводили в порядок здание к 1 сентября, и все это вместе с педагогами, родителями и выпускниками. Именно тогда я поняла, что это место значит для людей.
Как школе оставаться современной?
– Школа не может быть несовременной, потому что в ней есть дети. Кто может быть более современным, чем сегодняшние подростки? Если педагоги умеют быть интересными, искренними, заменяют менторский тон на уважительное дружеское общение, то и школа сохраняет духовную близость с учениками.
Как изменились ценности учеников и миссия учителя?
– Миссия учителя – быть ответственным за судьбу людей – не изменилась. А вот ценности стали иными. Нравственные основы – добро, любовь, милосердие, сострадание, порядочность, благородство – подменились карьерой, успехом, деньгами. Сейчас очень популярно понятие «личностный рост». Что оно означает? Я знаю, что есть люди порядочные и непорядочные, добрые и недобрые, а что такое личностный рост? Умение зарабатывать деньги? Идти по головам? В нашей школе всё по-другому. Мы выстраиваем отношения сотрудничества и сотворчества между учителями и детьми, создаём атмосферу доверия и уважения.
Как работают с детьми в Вашей школе?
– Главный принцип воспитательной деятельности – отсутствие формализма. Дети должны осознавать, что им дается возможность самостоятельных созидательных отношений с миром, что они реальные хозяева школьной жизни. На протяжении 25 лет в школе действует школьное самоуправление. Уровень доверия к детям в нашей школе высок. Членам Совета старшеклассников дадут любой ключ на вахте: для репетиции, заседания Совета дела. Иногда я становлюсь свидетелем такой картинки: захожу к себе в кабинет и вижу – за моим столом пятеро старшеклассников работают на ноутбуке и печатают сценарий: «Екатерина Леонидовна, извините, пожалуйста, не было свободного кабинета – мы к вам пришли!». «Да, пожалуйста!» – отвечаю. Ребята – инициаторы добрых и полезных дел не только в школе, но и микрорайоне, городе. Подростки – авторы и организаторы социальных проектов – полезных дел, реализовав которые, они видят, что мир изменился в лучшую сторону. Так у детей формируется убеждение, что они – активные созидатели этого мира. Именно такой человек необходим в обществе! Среди подобных проектов, например, игровые программы в приюте «Родник», благотворительный вечер в помощь Краевому дому ребёнка, который мы проводили 13 лет, помощь дому престарелых Гайвы и геронтологическому центру. Ещё мы в парке Чехова высаживаем цветы, приводим в порядок экологическую тропу в рамках акции «оБЕРЕГай». Одними из первых в Пермском крае мы стали филиалом Общероссийской общественной организации «ДИМСИ» («Детские и молодёжные социальные инициативы». – Прим. ред.), ей уже 25 лет. Очень хочу, чтобы наша школа продолжала быть эпицентром добрых дел в Перми!
Есть ли у Вас чек-лист успешности директора?
– Директор должен делать всё с любовью к ребёнку и во имя ребёнка. Он должен знать своих детей в лицо. Его не должны бояться – его должны уважать и слышать. Директор для коллектива – пример педагогического служения, друг и единомышленник, образец позитивного и созидательного отношения к жизни.
Наталья Ханова, Ирина Кучумова

