Кадеты — наследники Российской империи

Марат Байрамшович испытывает чувство сожаления, когда его учебное заведение воспринимают как место для исправления своевольных подростков. Раньше, говорит, часто приходилось разъяснять знакомым, которые хотели отправить к нему своих сыновей «на несколько дней» для острастки, что смысл и задачи у кадетской школы совсем другие. А вот какие — об этом и речь.
История кадетского движения в России драматична, полна противоречивых поворотов и насчитывает почти триста лет. Марат Байрамшович Валиев, заслуженный учитель российской Федерации, директор Пермского кадетского корпуса имени генералиссимуса А.В .Суворова, может рассказывать о ней часами: «До революции в России было 32 кадетских корпуса. И в переломную эпоху более взрослые кадеты: Тухачевский, Карбышев, Брусилов — перешли на сторону большевиков. А кадеты-подростки с их юношеским максимализмом не могли давать никакой иной присяги, чем та, что они дали Богу, царю и Отечеству. Кому-то из них удалось эмигрировать. И, разумеется, в молодой Советской России слово «кадеты» долгое время было ругательным, Сталин не хотел ничего даже слышать о них. Но в разгар Великой Отечественной войны стране нужна была система эффективной подготовки командного состава, тем более, что многие офицеры были репрессированы ещё в довоенное время, а многие погибли в самом начале войны. И сталинское окружение смогло убедить вождя открыть военные училища по образу и подобию старых императорских кадетских корпусов».
Чтобы восстановить эту воспитательную и образовательную систему, даже были найдены и вывезены из лагерей и с фронта их бывшие педагоги и выпускники. Так в 1943 году появились у нас суворовские училища, строившие жизнь детей по военному образцу. А в начале 90-х стали появляться первые кадетские классы, имевшие с ними много общего в том, что касается распорядка дня, но самое главное — общий дух. В чём же этот дух?
Дело не только в форме
По словам Марата Байрамшовича, форма с погонами дисциплинирует, но этого недостаточно, чтобы стать кадетом. Важны традиции, важен сам уклад жизни и ценности, которые вокруг ребёнка разделяют все — и дети, и взрослые. Учеников кадетского корпуса видно даже по тому, как они, уже с начальной школы, входят в школу: с чувством собственного достоинства, отдавая приветствие главному символу и святыне корпуса — Знамени. Как они готовятся к уроку и обращаются к учителю: «Госпожа учительница, взвод такой-то к уроку готов». Внутренняя дисциплина, любовь к порядку, самостоятельность, организованность, ответственность за себя и за своего товарища — вот только немногие из тех качеств, которые воспитываются в настоящей кадетской школе.
Кадет – это гармонично-развитая личность. Директор рассказывает, как его старшеклассников приглашали играть в мимансе на «Шахерезаде» в пермском оперном театре. В сцене, где строем появлялось Персидское воинство, наши кадеты показали превосходную выучку и дисциплинированность, заслужив высокую оценку худрука театра.
Как создаётся элита
Такой внутренней культуры учебного заведения не добиться одной строевой подготовкой, хотя она, безусловно, тоже важна. Ещё в далёком 1991 году, открывая первые кадетские классы для мальчиков, Марат Байрамшович перенял из старинной российской кадетской традиции духовное воспитание подростков. Ведь при каждом корпусе закладывался православный храм, были молельные комнаты и для мусульман, к ним приглашался муфтий. Сегодня внимание к жизни духа, глубокие нравственные ориентиры не менее важны — не случайно небесным покровителем Пермской кадетской школы считается Святой Александр Невский, и по особо торжественным случаям перед строем юных кадет выносят освящённое знамя с его святым ликом.
«Я не знаю никакой другой системы образования, кроме кадетской, где достигалось бы такое целостное и гармоничное развитие личности, — убежденно говорит директор. — Поэтому и живу этой идеей уже около тридцати лет. Задуманная ещё в 1732 году, эта система проверена веками, и изобретать в ней ничего не нужно». Отличие российских корпусов в том, что они никогда не были специфическими учебными заведениями для нужд армии — они готовили людей к служению Отечеству в широком смысле слова: учёных, государственных чиновников, даже людей искусства. А результаты системы известны — писатели Лермонтов, Достоевский, Тютчев, Куприн, Лесков, Радищев; композиторы Скрябин, Римский-Корсаков, Мусоргский; художники Федотов, Верещагин; ученые Можайский, Семенов-Тян-Шанский и многие другие, окончившие кадетские корпуса.
Современные традиции
Марат Байрамшович уверен, что любая организация развивается именно благодаря традициям. Парад Победы, балы, Фестиваль «Виват, кадет!» лежат в основе жизненного уклада корпуса. Ключевое событие — посвящение в кадеты в день рождения А.В. Суворова 24 ноября. Третий год лучшие воспитанники принимают клятву на верность служения Отечеству в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге у могилы генералиссимуса.
Другой не менее важной традицией в отсутствие казармы является жизнь в летнем оздоровительном лагере с особым распорядком дня и несением внутренней службы. Мальчишки несколько недель проводят на море со своими наставниками, изумляя персонал фантастическим порядком в корпусах. И, конечно, здесь любят принимать гостей. Дорогого стоит, когда приходят выпускники и говорят, что только благодаря кадетскому корпусу они смогли найти свой путь в жизни, пройти все испытания, состояться в коллективах как лидеры и командиры.
И хотя в Кадетской школе и впрямь не забалуешь, но с исправительным заведением её сравнивать никак нельзя. «Важно, чтобы ребёнок самостоятельно и осознанно мог принять эти условия, эту среду, эти взаимоотношения — весь наш уклад, — говорит Марат Байрамшович. — Тогда за его будущее я спокоен».
Юлия Балабанова

