Светлана Альянаки: «Вы — моя личная жизнь»

Когда мы со Светланой Ивановной Альянаки заходим в класс, она восклицает: «Вы посмотрите, какой закат! Он божественен! Как прекрасно, что мы успели его увидеть!» Перевожу взгляд за окно, где алым и рыжим переливается полоска неба, и думаю: что может быть лучше в один из самых коротких зимних дней?
«А «графику» нашу оценили? - Спрашивает она. Осматриваю комнату. Начало декабря, а стены уже украшены новогодними детскими рисунками, самодельными вырезками и гирляндами. - Это мы готовимся к смотру классов. Благодаря мероприятию гораздо раньше окунаешься в предновогоднюю атмосферу».
«Вы знаете, я совсем не идеальный учитель. - Разводит руками Светлана Ивановна. - Ведь я ничего не успеваю. Восхищаюсь теми, кто делает всё вовремя». Однако, всё имеющееся время Светлана Ивановна посвящает работе с учениками, и поневоле задумаешься: а в чём же идеальность учителя?
«Для понимания такого предмета, как физика, мы просто обращаем взгляд в окружающий мир. Наблюдаем за аналогичными явлениями в быту, природе и технике. То, о чём мы читаем в учебниках, находится вокруг нас. Можно просто выйти во двор и «подсмотреть у природы», как падает капля или пёрышко, как устроено крыло или глаз насекомого...
Мы разбираем предмет по частям, а затем рассматриваем в комплексе. Мне повезло с тем, что я работаю именно в Лицее №2. Ведь сюда приходят мотивированные дети, они хотят учиться, и многим из них действительно в кайф решать задачи. Мне остаётся лишь заинтересовать их настолько, чтобы в течение урока ни один из них не брал в руки телефон.
А ещё я делаю много неправильных вещей! - Улыбается женщина. - Например, люблю астрономию, ведь это — часть физики. И, после походов в Планетарий, мы с детьми делаем рисунки тех явлений, которые их впечатлили, и пишем эссе. Просто для общего развития, но мне хочется, чтобы в моих учениках развивалось чувство прекрасного».
Светлана Ивановна говорит, что внешний показатель её работы — отчётность, с которой она никак не может справиться. «Не скажу, что я дружу с компьютером! - Смеётся она. - Интернет для меня до сих пор не первоисточник информации». Но это — внешнее, а многие ли из оценивающих знают о внутреннем? О внутреннем знают её ученики, и это совсем не мало.
«Моё вдохновение точными и естественными науками пошло от моих учителей. У нас был потрясающий физик — Антон Васильевич Станкевич, который преподавал нам предмет по классической старой методике. И теперь, кроме того, чем я владею, я больше ничего не умею! - Говорит Светлана Ивановна. - Вообще, я поступала на механико-математический факультет. Но по результатам экзаменов мне не хватило баллов, и я оказалась на физическом факультете, о чём ни разу не пожалела.
А математикой продолжаю заниматься сама: я не предаю эту науку. Не зная её, физикой заниматься невозможно. В жизнь нужно вносить разнообразие, а голову — заставлять думать».
Во время нашего разговора Светлана Ивановна обрывает засохшие листья у стоящего напротив на подоконнике цветка. «Вы любите цветы?» - «Я очень люблю цветы. - Улыбается она. - Особенно прекрасными мне кажутся петунии и фикусы. Фикусов у меня целая коллекция! И даже этот принесён в Лицей мной». Удивительно сидеть рядом с учителем физики, развернув лавочку на уходящий закат, опираться локтями на подоконник с огромным фикусом и слушать о том, как все физические законы мы подсматриваем у природы.
«Как-то, мои ученики подарили мне плодоносящий лимон — чтобы я пила чай и вспоминала их. - Рассказывает Светлана Ивановна. - Сейчас он действительно плодоносит, а тот выпуск уже учится на четвёртом курсе. А некоторые ребята из моего первого выпуска уже стали бабушками и дедушками. С ними мы провожали мальчишек в армию и читали их письма. Ученики этого выпуска помогали мне с моими детьми: забирали из садика, с занятий по гимнастике, затем водили в школу.
Я часто вспоминаю своих бывших учеников и рассказываю о них — сегодняшним. Как-то раз, один мальчик на уроке сказал мне: «Опять вы рассказываете про свою личную жизнь!» Я подумала: а как, если это и есть — моя личная жизнь? А на их выпускном я сказала: вот и вы стали частью моей личной жизни, теперь я буду всем о вас рассказывать».
Светлана Ивановна родилась на юге, и её всегда тянуло к природе. Поэтому, сейчас она любит проводить время на даче: «Во-первых, это хорошая физическая нагрузка, что, несомненно, полезно. А во-вторых, в этом есть доля учительства: ты сеешь семена и наблюдаешь, как они всходят.
А ещё я люблю путешествовать. Последние годы мы много путешествуем с внуком Ваней. Этой осенью мы посетили Скандинавские страны: Финляндию, Норвегию, Швецию, Данию, а раньше бывали в Чехии, во Франции, в Вене, Польше, Германии и Нидерландах. Я думаю, если хочешь узнать город, нужно сесть на автобус и проехать по нему, чтобы сориентироваться. А потом можно по нему гулять.
Мне кажется, дети любят меня потому, что я небезразлична к ним. А ведь всем не хватает внимания и участия в их жизни. Дети всегда чувствуют, насколько искренне ты в них заинтересован. Благодарное ли дело — любить подростков? Вы знаете, бывают золотые дети, у которых в процессе учёбы всё идёт идеально, и которые после выпускного могут даже не здороваться с тобой. Но зато те, кто в школьные годы доставлял тебе массу хлопот, первыми бегут поделиться новостями. А всё оттого, что многие «положительные» ученики принимают хорошее к ним отношение как должное. А «хулиганы» даже и не надеются на него, но зато когда получают — а они ведь тоже достойны — благодарят втройне!»
А после нашей встречи Светлана Ивановна возвращается в класс — там, в конце рабочего дня, её ждёт ученик. Они начинают обсуждать задачу, и в этом рождается живая энергия: настоящий интерес к предмету...
Дарья Давыдова

