Михаил Скоморохов: «Я за театр, который воздействует на чувства…»
Бессменный руководитель ТЮЗа Народный артист России Михаил Скоморохов пообщался с юными журналистами из разных школ Перми и рассказал о своём творческом пути, тонкостях профессии и актуальности классики. Пресс-конференция состоялась 18 октября в Доме учителя по инициативе Пермской школьной газеты «Перемена-Пермь».
Перемена-Пермь: Михаил Юрьевич, скажите, пожалуйста, как появилась у Вас любовь к театру?
Михаил Юрьевич: Помню, раньше на радио часто прокручивали радиоспектакли различных авторов. И моя мама всегда с удовольствием и восхищением слушала их. А я иногда, делая уроки, краем уха слушал вместе с ней! Но я с детства любил наблюдать за всеми, любил кого-то подразнить, изобразить... Мне нравились разные характеры! Кто бы знал, что я – седьмой ребенок в нашей семье – пойду в артисты, а потом стану режиссером, руководителем? И вот уже 35 лет возглавляю Пермский ТЮЗ, по-прежнему влюбляясь в театр с его волшебной «внутренней» жизнью.
П-П.: А как Вы нашли общий язык с актерами при постановке первого спектакля?
М.Ю.: Свой первый спектакль я поставил в районном Доме культуры – «Тупейный художник» по рассказу Николая Лескова. А контакт нашел спокойно! «Будем это делать? Будем!». Поправлял кого-то, конечно, если у него, например, была не та интонация, как без этого? Но, к сожалению, в то время я не имел достаточных навыков преподавания. Хоть это не помешало найти общий язык с актерами.
П-П.: На Ваш взгляд, какими качествами должен обладать режиссёр? Что вообще должен уметь человек этой профессии?
М.Ю.: Для меня очень важно режиссерское мышление. Это что-то, посланное свыше, что-то врожденное. Есть человек-талант, а есть человек-дарование. Таких единицы! Надо уметь наблюдать жизнь, проецировать её. Я читаю различную литературу и сразу в голове представляю картину. Уже вижу развитие событий. А какой характер у этой героини, как она проявляет себя? Пытаюсь найти ответы, и постепенно рождаются образы. Также режиссеру важно иметь богатое воображение! И силу воли, безусловно, целеустремлённость.
П-П.: Михаил Юрьевич, какова миссия театра?
М.Ю.: Принести радость. Чтобы мы, люди, на какой-то момент забыли о житейских невзгодах, проблемах. И стали сопереживать. Вообще я за театр, который воздействует на чувство, а потом уже на сознание.
П-П.: Что актерам необходимо, когда они выходят играть на сцену?
М.Ю.: Хоть я и люблю театр за неожиданность, актер должен быть готов к любому повороту событий. Необходимо быть в курсе всего, что происходит на сцене, знать больше, нежели исключительно свои реплики.
П-П.: А каким тогда должен быть спектакль?
М.Ю.: Отвечать сегодняшнему дню. Надо ставить актуальные постановки, чтобы они находили отклик в сердце зрителя. Ведь вам интересно тогда, когда вы себя узнаете. Когда ассоциируете это с тем, что вы уже пережили или с тем, что проживаете сейчас.
П-П.: Почему классика вечна, Михаил Юрьевич?
М.Ю.: На то она и классика! В ней поднимаются проблемы мировые, значимые, актуальность которых не исчезла и не потеряется через тысячелетия. В классике, как нигде более, отображается в какой-то степени сегодняшний день со всеми его «внутренностями».
Скомороховский юмор, прекрасный слог и эмоциональность – встреча в формате «вопрос-ответ» была похожа на представление одного хорошего актера, на монолог, который хотелось слушать и слушать... Думаю, сегодняшняя встреча надолго останется в памяти у ребят как приятный жизненный опыт.
Ксения Усачёва,
юнкор школы №127