АВИАЦИОННАЯ СИЛА ПЕРМИ

27 декабря 2022 , 14:01

30 ноября в киноцентре «Премьер» города Перми (Пионерская, 17) прошёл первый официальный показ документального фильма «Пермский рабочий характер». Фильм был создан ПГОО «Ветераны Пермских моторов» и музеем истории пермского моторостроения при поддержке Фонда Грантов губернатора Пермского края.

 

Картина повествует о легендарном директоре ППО «Моторостроитель им. Я.М. Свердлова» (ныне АО «ОДК-Пермские моторы») Борисе Георгиевиче Изгагине. Через историю жизни директора мы узнаём о развитии производства ракетных двигателей конструктора Глушко (РД-214), крупнейшего вертолётного редуктора ВР-26 и турбореактивного авиадвигателя Соловьёва (Д-30Ф6).

 

Строительство завода началось в далеком 1931 году. В 1935 году пермские моторостроители выпустили для отечественной авиации первые 50 лицензионных поршневых моторов М-25. Это стало основой отечественного двигателестроения. В годы войны массово производились моторы конструкции А.Д. Швецова (АШ-82).

 

В 60-х годах на заводе приступили к созданию нового самолёта с принципиально отличающейся концепцией применения. Этот самолёт должен был уметь действовать вне радарной системы ПВО и предназначался в первую очередь для охраны арктических рубежей страны. Прогнозируемая скорость – 3500 км/ч. Выдающиеся лётно-технические характеристики самолёту обеспечили двигатели Д-30Ф6 (первый отечественный двухконтурный двигатель с форсажной камерой).

 

На Пермском моторном заводе также производились двигатели для вертолётов. При производстве вертолётов используется тот же принцип, что и при производстве самолётов, однако у вертолёта роль крыльев играют лопасти несущего винта. Вращение несущего винта создаёт подъёмную силу, но оно же создаёт и силу отдачи, которая стремится закрутить вертолёт в обратном направлении. Чтобы компенсировать крутящий момент, обычно используется дополнительный маленький вертикальный рулевой винт.

 

В 1982 году на ППО «Моторостроитель им. Я.М. Свердлова» в короткие сроки был выпущен мощнейший редуктор ВР-26 для самого грузоподъёмного вертолёта в мире – Ми-26. ВР-26 стал единственным серийным редуктором, передающим мощность 20 000 л/с.

 

На самых надёжных пассажирских самолётах в мире (Ту-204 и Ту-214) стоят уникальные двигатели ПС-90А. Они разработаны Пермским конструкторским бюро, которым долгое время руководил советский и российский конструктор авиационных двигателей, основоположник газотурбинного двигателестроения в СССР, Герой Социалистического Труда Павел Александрович Соловьёв.

 

В XX веке в небо поднялись более 18000 самолётов с эмблемой «Ту» на фюзеляжах. На самых известных моделях (Ту-2, Ту-4, Ту-104, Ту-124, Ту-134 и Ту-154) стояли Пермские двигатели Швецова (АШ-82) и Соловьёва (Д-20П и Д-30).

 

Помимо авиадвигателестроения, Пермский моторный завод внёс значительный вклад в аэрокосмическую отрасль.

 

Фильмы о настоящих трудовых подвигах конструкторов, инженеров и рабочих Прикамья вдохновляют молодёжь осваивать профессии, связанные с авиацией. Нам стоит гордиться тем, что в нашей стране с особенной заботой о качестве производят такие удивительные и жизненно-необходимые вещи, ведь современное общество невозможно представить без авиации!

 

Надя Лелькина