НА СТРАЖЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

В Пермском кванториуме «Фотоника» прошёл круглый стол «Безопасность детей: недетские вопросы в защиту детства». Его участниками стали приглашённые эксперты, а также директора школ-участниц проекта «GELIX Class».
Только 5 пермских восьмиклассников из 100 ценят собственную и чужую безопасность. К такому выводу пришли учёные Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета по результатам оценки сформированности «гибких навыков» учащихся общеобразовательных учреждений. Данные исследования были инициированы Департаментом образования администрации г. Перми, газетой «Перемена-Пермь», АО «Авиакомпания «Геликс» при поддержке уполномоченного по правам ребёнка в Пермском крае С. А. Денисовой. Последние трагические события показали, что детям и подросткам необходимо помочь чувствовать себя в безопасности.
Доцент ПГГПУ Вера Захарова поделилась с участниками мероприятия подробностями результатов анализа. Основной акцент научный работник сделала на том, что восьмиклассники не осознают безопасность как ценность. Для них свойственно рисковое поведение, которое может приводить к травматичным ситуациям.
В рамках круглого стола прозвучали доклады, касающиеся разных аспектов безопасности детей, но многие эксперты сошлись во мнении, что дополнительное образование и программы профориентации могут сыграть важную роль.
НАТАЛЬЯ ЖУКОВА, заместитель директора по воспитательной работе МАУ ДО ЦДТ «Шанс», отметила, что дополнительное образование школьников может стать спасением от их одиночества и инструментом социализации. «Преимущество дополнительного образования в том, что ребёнок не ограничен выбором направления и стандартами. Однако сейчас понятно, что дети недостаточно охвачены доступным дополнительным образованием», — добавила Наталья Жукова.
В числе прочих программ дополнительного образования выделяются проекты профориентации для школьников, созданные «носителями профессии». Это особенно ценно, потому что такие программы позволяют ребятам погрузиться в профессию, попробовать её «на вкус», и принять решение о дальнейшем месте учёбы. А те, кто не сделают важный выбор, в любом случае проведут время с пользой, смогут познакомиться с интересными людьми и узнать много нового.
Важно, что в Перми уже есть предприятия, которые работают по программам профориентации со школами. Например, авиакомпания «Геликс» основала в этом году проект GELIX Class.
ВАДИМ БАЛДИН, директор АО «Авиакомпания «Геликс», рассказал о профориентационном проекте в сфере авиации «GELIX Class». В проекте уже сейчас участвуют 300 учащихся из 10 школ Перми. «Авиация — закрытая отрасль. Как тогда заразить ребёнка небом? Мечта способна противостоять деструктивному поведению, она придаёт смысл жизни. Наш проект — история про социализацию детей через творчество, хакатоны, мозговые штурмы, встречи с сотрудниками авиакомпании. Кроме того, в проект включены мастер-классы по безопасности, по итогам которых ребята нарисуют комиксы о безопасном поведении для своих сверстников. Всего в рамках проекта запланировано 63 мероприятия. Важно, чтобы сегодняшние школьники были увлечёнными, знали, чем они хотят заниматься, чтобы их глаза горели, а дни были наполнены интересными людьми и событиями. Когда ребёнок увлечён и занят, он в безопасности и не строит планы по причинению зла. Он знает, что может завоевать мир созидая».
Опытом масштабного проекта «Школа безопасности» поделился ДЕНИС ГАТАУЛИН, исполнительный директор Ассоциации айкидо Пермского края. «Спросите у школьника, какой автомобиль безопаснее: тот, что стоит, или тот, что едет? Он ответит: «Тот, что едет». Спросите у него, куда надо зайти, если за тобой идёт незнакомый человек: в аптеку или в подъезд? Он ответит: «В подъезд». Главное правило безопасности — не попадать в опасную ситуацию», — сказал Денис Гатаулин.
НАТАЛЬЯ ЛАВРОВА, психолог студии «Зазеркалье», рассказала о том, как метод психодрамы используется в работе с семьёй и подростками: «Мы предлагаем ребёнку и родителю выбрать роли, описать их качества и затем разыграть историю. Метод позволяет увидеть то, что находилось в «слепой зоне» родителя, снижает напряжённость в детско-родительских отношениях».
Важно, что ещё до мероприятия участники получили проект стратегии действий по обеспечению комплексной безопасности детей на территории Пермского края до 2025 года. Подобный документ есть уже в пяти регионах России. «В стратегии должны быть отражены не только мероприятия, направленные на защиту от физических угроз, но и меры по социализации и сохранению психологического комфорта детей, — сказала СВЕТЛАНА ДЕНИСОВА. — Поучаствовать в судьбе документа приглашают широкую общественность: экспертов, родителей, руководителей школ, НКО и даже бизнес».
После выступления спикеров итоги круглого стола подвела ЕЛЕНА КРАВЧУК, директор департамента социальной политики администрации губернатора Пермского края: «Безопасность создаётся не только инфраструктурой, но и взрослыми, такими как вы, коллеги. Вы находитесь рядом с детьми и понимаете причинно-следственные связи того, что происходит в обществе. Хотелось бы, чтобы ваши знания и навыки вошли в Стратегию по безопасности детей».
Наталья Ханова