ДЕЛАЕМ ВКЛАД В СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩЕЕ

30 марта 2023 , 13:52

Не секрет, что наше будущее находится в руках подрастающего поколения. И каждый взрослый также понимает, что от полученного ребенком образования и жизненного опыта сегодня зависит то, как сложится его судьба и карьера завтра. Именно поэтому в вопросе профориентации важны комплексный подход, плодотворное сотрудничество учебных заведений, предприятий и организаций.

 

В начале февраля стартовал профориентационный проект «ПрофРазминка», реализуемый АНО ДПО «Центр проектов «Переменим». В рамках этого проекта участники, ученики Пермских школ, посетят предприятия Пермского края, пройдут профпробы и по итогам проекта подготовят творческий номер. Однако в «ПрофРазминке» принимают участие и взрослые, те, кто сегодня помогает каждому школьнику в выборе профориентационного направления. Так, 14 марта состоялся пресс-тур директоров пермских школ и представителей предприятий и организаций региона на Пермскую ГРЭС. Главной целью выезда было не только знакомство сосновными принципами работы станции, но и обсуждение региональной модели по укреплению кадрового потенциала компаний.

 

Среди участников – руководители МАОУ «СОШ № 64», МАОУ «СОШ № 14», МАОУ «Лицей № 4», МАОУ «Юговская школа», а также представители Администрации Дзержинского района г. Перми, Краевого индустриального техникума им. В.П. Сухарева, Пермского политехнического университета, Пермского лесопожарного центра, авиакомпании «Геликс», Дентальной цифровойлаборатории «ГутенЛаб», фирмы международного туризма «Валида-Пермь», Пермского медицинского университета, IT-компании «ТЕН.ЛАБ», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», Пермской фармацевтической академии, а также информационно-туристического центра «Живая история» г. Пермь.

 

Попасть на крупное предприятие оказалось совсем не просто: все участники в обязательном порядке прошли вводный инструктаж по технике безопасности и подписали протоколы ознакомления с корпоративной этикой и регламентом передвижения на режимном объекте, после чего гостей приветственным словом встретил директор филиала «Пермская ГРЭС» АО «Интер РАО – Электрогенерация» Сергей Александрович Митин. Перед тем, как отправиться на экскурсию, всей команде была выдана спецодежда: первые лица учебных заведений и региональных предприятий надели каски и специальные костюмы, обязательные для посещения производственных помещений.

 

Для команды провели экскурсию в музей предприятия. Из рассказа сотрудников гости узнали богатую историю строительства и развития станции (которой, к слову, в прошлом году исполнилось ни много ни мало 36 лет). Среди множества стендов и экспонатов находились дневниковые записи, удостоверения, архивные снимки, награды. С большой гордостью работники рассказали гостям о династиях сотрудников и, конечно, о вкладе талантливых руководителей. Например, о работе первого директора Пермской ГРЭС– Вадима Александровича Ладугина, благодаря которому было построено не только жильё для сотрудников станции, но и большая часть социальной инфраструктуры города.

 

Самым, без преувеличения, впечатляющим моментом экскурсии стал обход Пермской ГРЭС, позволяющий заглянуть в самое сердце Энергогиганта на Каме. Сначала участники отправились в «Центр управления полётами» (Центральный Щит Управления), где увидели работу предприятия «изнутри», после чего побывали в турбинном отделении. Картина, действительно, захватывающая: мощная техника, масштабные сооружения, которые хочется рассматривать на протяжении долгого времени. В помещении стоит гул, идёт бурная деятельность, отлаженно работают механизмы, – так выглядит жизнь станции.

 

«Всегда интересно побывать на предприятии другой специфики и направленности. Посмотреть с точки зрения работы с молодёжью, профориентации, охраны труда. Узнать, как другие организации работают с учебными заведениями и какие есть программы. Полезно было посмотреть методики работы», – делится впечатлениями от экскурсии представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Елена Дмитриевна Турова.

 

Важно, что вслед за старшими наставниками знакомиться со станцией отправятся и сами школьники, для которых подобная поездка – не только новые впечатления, но и возможность будущего трудоустройства. «Для ребят это в первую очередь расширение кругозора. Одно дело посмотреть что-то в Интернете, а другое дело – увидеть это в живую, прочувствовать. Хорошо, что у детей есть возможность поучаствовать в разговоре с представителями предприятия и задать все интересующие вопросы», – считает представитель IT-компании «ТЕН.ЛАБ» Елена Чудайкина.

 

Главные итоги поездки были подведены во время круглого стола, на котором собрались представители всех организаций. Центральная тема обсуждений – актуальная и волнующая – взгляд будущих работодателей на организацию профориентационной работы с детьми. Говорить о подобном – непросто, а найти компромиссное решение – ещё сложнее. Однако плавный разговор перерос в бурное обсуждение. То, что тема близка всем, стало ясно сразу.

 

Представители предприятий поделились опытом организации работы с школьниками и студентами, обсудили эффективность целевого обучения. Важный вопрос прозвучал от представителя Пермского Политеха Виктории Геннадьевны Зелениной. Обращаясь к руководителям предприятий, Виктория Геннадьевна предложила начинать подготовительную работу уже со школьниками: «Это могут быть разнообразные конкурсы, экскурсии, может быть, даже подшефный класс. Тогда, заключая целевые договоры, можно рассчитывать, что ребёнок действительно вернётся работать в родной город».

 

В ответ директор филиала «Пермская ГРЭС» АО «Интер РАО – Электрогенерация» Сергей Александрович Митин озвучил актуальную для небольших городов проблему: «Не все целевики хотят в последствии работать по той специальности, на которую они учатся. Молодые специалисты стремятся сразу занимать ведущие должности или же предпочитают уходить в другие отрасли в более крупных городах, нежели строить карьеру на малой родине».

 

Важным на повестке дня оказался вопрос взаимодействия с родителями будущих абитуриентов. Директор МАОУ «СОШ № 64» г. Перми Ольга Геннадьевна Трегубова отметила, что порой углублённому погружению в специальность препятствуют не столько учащиеся, а их родители.

 

«Сегодня мы знаем, что доля родителей с высшим образованием примерно 10%. От этого сложно ориентировать ребят на профессии, в которых необходимо высшее образование, где профильные предметы (например, химия, биология) требуют подкрепления практико-ориентированными курсами и занятиями. Мы столкнулись с проблемой, что дети идут на профиль, а родители «не выпускают» детей за территорию школы и района. Приходится работать именно с родителями, чтобы убедить их в том, что их детям необходимо более глубокое изучение предмета, шире школьного курса (где, например, не хватает оборудования для более сложных практических работ). Это стоит больших усилий», – рассказывает Ольга Геннадьевна.

 

То, что проблема профориентации намного глубже, чем кажется, отмечает и директор авиакомпании «Геликс» Вадим Борисович Балдин. «Мы и раньше подозревали, что реформы системы образования повлияют на детей, но не думали, что это также сильно повлияет и на родителей. Сегодняшняя тема стала для меня неким откровением. Однако, я ещё раз убедился в том, что любую задачу можно решить, если ей заниматься. Особенно это касается профориентации».

 

«Налаживание взаимодействия предприятий и учебных заведений», – так эксперты сформулировали первый шаг для развития процесса профориентации. Необходимо знакомить школьников с производствами, где они в будущем могут быть востребованы как профессионалы. Благодаря таким экскурсиям у ребят должно сложиться понимание, какую профессию получить и как потом применять свои навыки.

 

Татьяна Сукрушева