«МЫ УЖЕ УСТАЛИ ПЕРЕЖИВАТЬ. БУДЬ ЧТО БУДЕТ»

Пожалуй, все участники образовательного процесса: учителя, ученики и их родители устали от неопределённости, вызванной текущей эпидемической обстановкой в стране и в мире. Как взрослым поддержать себя и детей перед учебным годом? Что делать, если дистант затянется? О том, как «укротить» свою тревогу и сохранить устойчивость перед новым этапом школьной жизни, корреспондент газеты «Перемена-Пермь» Дмитрий Шилов пообщался со специалистами АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР» Натальей Емельяновой и Александром Бизяевым.
«Перемена-Пермь»: Как родителям поддержать себя и своих детей перед учебным годом?
Наталья Емельянова: Родителю очень важно обращать внимание на своё состояние. Организационно, технически и материально подготовить ребёнка, конечно, тоже необходимо. Но мы ведь не знаем, как ситуация развернётся в ближайшее время. Слухов много. Может, дети вернутся через месяц на дистант. Может, у них трансформируется график обучения. Этого никто не знает. Нужно немного отойти от ситуации и посмотреть, в каком вы состоянии находитесь, что с вами, в том числе физически, чего конкретно вы боитесь и т.д. Когда объект тревоги не определён, все возможные переживания сливаются в одно. Нужно понимать причины тревожности: что ребёнок будет не успевать по программе или что у него будет проблемы с поведением, или что мы с ним слишком много времени будем проводить вместе и начнём ругаться. Постарайтесь заранее разложить все по полочкам, расставить приоритеты. Определите, что мы сами можем сделать, а в чём нужна помощь и где её взять – у друзей, у учителя, у специалистов.
Александр Бизяев: Многие родители говорят: «Мы уже устали переживать. Будь что будет». На наш взгляд, это очень хороший, ресурсный вариант. Так как тревога перед неопределенностью изматывает больше, нежели, когда есть понятная причина тревоги и можно предпринять какие-то действия.
«П-П»: Как быть тем ученикам, которым по разным причинам некомфортно или даже невозможно долгое время находиться дома?
Наталья Емельянова: Мы не можем подсказать детям, куда скрыться и как избежать разных неприятных ситуаций. Важно запрашивать помощь и поддержку. Каждый имеет на это право. Есть детский телефон доверия, куда можно позвонить не только когда тебе уже некуда идти, но и когда есть опасения, что такое возникнет, или когда не хочется возвращаться домой. Ребёнку, как и взрослому, важно разобраться в своих страхах и тревогах, найти поддержку в других родственниках или безопасное пространство. Для этого бывает необходим внешний собеседник, для этого и существует вышеупомянутая служба.
Александр Бизяев: Кроме детского телефона доверия, ученикам могут помочь в специализированных психологических центах, а также в самих школах, где они обучаются.
«П-П»: А если семья многодетная? Что делать, если во время видеоконференции у ребёнка на фоне пройдёт дедушка в одних шортах и с голым животом?
Наталья Емельянова: Может быть, раньше в семье так было принято. Может быть, это саботаж, и дедушке надоело слушать чужие уроки. Но сейчас внешний мир начинает проникать в наш дом. Это стрессовая, непривычная ситуация. Важно проговаривать внешний вид, речь, поведение всех членов семьи и находить способы снятия напряжения.
Нужно также подумать, где ты можешь находиться, куда ещё можешь сходить. В нашей практике есть пример, когда девушка, занимавшаяся репетиторством, перенесла свои занятия из квартир на крытые лавочки в парке. Летом было тепло, а не в замкнутом пространстве – безопасно. Родители её поддержали. Они, кстати, не всегда рассматривают друг друга как сообщество людей, к которым можно обратиться за помощью. А ведь у одного родителя есть как минимум 25-30 «коллег», сталкивающихся с теми же проблемами. Есть ведь чаты. Всегда можно поделиться своими сложностями или запланировать походы в гости друг к другу с соблюдением всех эпидемических норм. Ситуация самоизоляции заставляет нас искать новые способы кооперации и совместного решения проблем.
«П-П»: Что вы порекомендуете участникам образовательного процесса, находящимся сейчас в замешательстве и не представляющим, что будет дальше?
Наталья Емельянова: Самое главное правило – готовьтесь к длительной дистанции. Берегите свои ресурсы и решайте вопросы по мере их поступления.
Дмитрий Шилов
Фотографии, использованные в статье, носят исключительно иллюстративный характер
и напрямую не относятся к содержанию публикации
Помните, что всегда есть службы, специалисты и просто люди, готовые помочь в самых разных ситуациях. Большинство из нас помнят с детства установку «нужно помогать другим», однако не менее важный навык – запрашивать поддержку.
Детский телефон доверия помогает не только детям, но и родителям, у которых есть вопросы и сложности, связанные с заботой о детях. Получить консультацию можно по телефону: 8 (800) 2000 -122
Если вас волнует поведение детей в классе, случаи частых драк, конфликтов, вы подозреваете, что ребёнку может быть плохо из-за отношений с одноклассниками, вы можете обратиться за консультацией в антибуллинговую службу АНО ДПО «Институт социальных услуг «ВЕКТОР», специалисты помогут разобраться с происходящим. Пишите на электронную почту vectornko@mail.ru или звоните по телефону 8 (342) 299-99-82.


