ВЫБЕРИ ЖИЗНЬ. ВЫБЕРИ РАБОТУ. ВЫБЕРИ КАРЬЕРУ.

«Выбери жизнь. Выбери работу. Выбери карьеру». Эти слова многие читатели узнают, поскольку они стали визитной карточкой дилогии «Trainspotting». А если серьёзно – как определиться с будущей специальностью? Как грамотно подойти к выбору работы, составлению резюме? Для этого в школах необходимо ввести «уроки будущего», в рамках которых специалисты и должны отвечать на все вопросы.
Сегодня на уроках литературы и истории можно использовать творческий метод составления паспорта или резюме определенного героя/исторического лица. Для этого важно чётко понимать следующее: где и когда родился человек, какое он получил образование, какие качества характера его отличают от других, что он предпочитает, как проводит свободное время, чего хочет от жизни, определить его сильные и слабые стороны. С одной стороны, это поможет лучше понять самого героя и систематизировать информацию, с другой – даст подростку представление о том, что точно такие же шаги необходимо пройти, чтобы понять свои собственные возможности, желания и способности.
Конечно, помощником в систематизации собственных достижений выступает и обязательное заполнение портфолио обучающегося. Сегодня каждый школьник ведёт свою страницу на официальном сайте, а курирует этот процесс классный руководитель. Такая работа очень важна, поэтому и заниматься ей нужно постоянно, а не раз в полгода-год. Именно портфолио школьника требуется во многих рейтинговых конкурсах, по нему оценивают достижения при поступлении в старшие классы или колледжи/техникумы. Такое портфолио будет важно и при поступлении в университет. Причём сами достижения должны ранжироваться по уровням: от муниципального до всероссийского.
К сожалению, профориентационная деятельность, проводимая в школах, редко предполагает конкретные беседы по необходимым компетенциям и навыкам, которые должны сформироваться у обучающегося на выходе из школы. А этот момент ни в коем случае нельзя упускать. Если ты знаешь, что именно тебя ждёт – ты знаешь, в каком направлении развиваться и к чему быть готовым. А кто готов, тот, следуя народной мудрости, вооружён. Оружием XXI века, безусловно, является владение нужной информацией. Здесь же большая роль отводится школьным психологам и педагогам, которые корректно и объективно оценивают возможности ребёнка, а этот самый ребёнок умеет принимать информацию.
Школьник может сделать осознанный выбор профессии только в том случае, если знает её место на рынке труда, условия работы и предъявляемые требования работодателя. Именно такая полноценная картина, единый пазл, позволяет подростку понять, что от него требуется, а значит он стратегически осознаёт все шаги, которые необходимо совершить на пути к достижению цели. Выбор будущей профессии должен стать осознанным делом, поэтому подростку необходимо проявлять собственную инициативу, исходящую уже не от педагогов, а от своего сердца. Педагоги и родители выступают лишь тьюторами, посредниками, которые направляют ребёнка, но никак не делают выбор за него.
Как метко сказала британская радиоведущая Кэтрин Уайтхорн: «Вот лучший совет, который можно дать юношеству: найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить».
Симпатова Валерия Евгеньевна
Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г.Перми

