УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК РАСТУТ ВМЕСТЕ
Роль учителя очень важна в жизни каждого ученика. Учителя как сопутствующие тени, идущие рядом со школьниками бок о бок в течение многих лет. В начальной школе классный руководитель, преподающий сразу несколько и почти весь ряд предметов, является для учащихся примером, а для кого-то даже второй мамой. В 5 классе учителей-предметников становится в разы больше и каждый из них индивидуален собой и несёт свой вклад в образовательную деятельность каждого школьника.
Школа – это институт социализации, развития и становления личности. Для ученика школа, как второй дом, где он постоянно учится новому. Но учитель не только учит знаниям молодое поколение, он также участвует в формировании нового человека. Поэтому крайне важно, чтобы между этими двумя субъектами сохранялись хорошие, качественные отношения, проникнутые взаимным уважением.
Сухомлинский Василий Александрович – советский педагог, создатель педагогической системы с гуманистическими принципами воспитания детей, говорил так: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремлённым, полновесным… Пусть каждое слово, произнесённое в школе, даёт плод, а не остаётся пустоцветом».
По мнению В. А. Сухомлинского, каждое слово учителя должно быть тактичным, чутким, правильным и несущим за собой большой смысл. Совершенно верно, речь педагога, как одобрительная, так и порицательная, в корне влияет на подростка и имеет последствия: может отразиться не только в настоящем воспитанника, но и в его будущем.
Существует много разных ситуаций, когда не прав подросток, тем более неправильно, если он при этом пытается доказать свою правоту в громких словах, доводя всё до спора с учителем. С такими трудными подростками сложно выстроить целостную педагогическую систему. Но также бывают ситуации, когда и сам учитель берёт на себя слишком большую «ношу», и путем авторитарного, а не демократического, стиля общения пытается «взять власть» над школьником.
И здесь хотелось бы разобрать реальный жизненный пример из школьной жизни моих сверстников. Мне известны конкретные случаи и учителя, которые позволяют себе грубо выражаться и запугивать учеников. «Ты ничего не знаешь, может тебе стоит перевестись в базовую группу математики, где попроще? И ты считаешь, что сдашь ЕГЭ? Поступишь в престижный университет? Это явно то, что тебе сделать не удастся!»
Как вы считаете, должен ли учитель позволять себе такие слова? Что он добивается этим? Может быть он хочет привить мотивацию к школьнику работать над собой? Или здесь играет роль личностный фактор к некоторым ученикам? Но ведь вы педагог, где ваша любовь к детям? Где ваши навыки профессионализма?
Такое отсутствие взаимопонимания между двумя важными взаимодействующими фигурами школы осложняет жизнь учащегося и нередко приводит к конфликтным ситуациям. Учителя – это важная опора образования и воспитания молодого поколения, а общение с учениками – основной вид деятельности и залог успеха. Чем лучше уровень сотрудничества, тем лучше результат на выходе.
«Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идёт от души воспитателя, когда в нём нет фальши, предубежденности. Слово педагога должно, прежде всего, успокоить» – В. А. Сухомлинский.
Анастасия Бортникова,
ученица Школы «Диалог»
Фото: shpargalkaege.ru