СТОРИТЕЛЛИНГ В ШКОЛЕ

Сегодня истории рассказывают все: на уроках литературы школьники читают истории авторов, в обычной жизни мы знакомимся с миром посредством историй, сами пишем истории, если пробуем себя в журналистике, да даже «Я забыл домашнее задание» может стать увлекательной историей. Сторителлят сегодня все – и это факт!
До недавнего прошлого искусство рассказывания историй было прерогативой литераторов, путешественников и уличных торговцев. Последние, кстати, очень умело могли навязать бедному покупателю, к примеру, волшебный шампунь, после которого у заядлого лысого вырастет коса Рапунцель. Сегодня же миллионы историй рассказываются в социальных сетях, медиа и при обычном диалоге.
Истории уже создают новую реальность, а не просто дают нам какую-то конкретную информацию. И чем интереснее твоя история, тем больше у тебя будет слушателей, тем быстрее ты сможешь продвинуть свой проект или найти единомышленников.
Само понятие пришло к нам из известного Голливуда, поэтому изначально все истории заканчивались хэппи эндом (таковы были правила). Сейчас это совершенно не обязательно.
Сторителлинг в школе можно применять на различных уроках, это уже давно не удел лишь литературы. Дайте ученику задание по химии составить захватывающий рассказ о взаимодействии элементов, на физике – объяснить формулы или решения задач, на истории – комплексно проанализировать личность или определённое событие. Сторителлинг завораживает ребят, так как они могут детально проработать мир, в котором происходит эта история. И, конечно, для этого им нужно будет тщательно изучить предлагаемую тему.
Схема сторителлинга придерживается единого «скелета», но возможны и отклонения (всё зависит от поставленной задачи). Это очень похоже на структуру художественного произведения:
- Завязка (произошло что-то, что выходит за привычные рамки).
- Желания героя (это новое событие/обстоятельство порождает у героя определённые желания и потребности, причём будет интереснее, если желания героя не сойдутся с тем, что ему нужно будет сделать – тогда он преодолеет себя).
- Конфликт (развитие событий должно вызывать у героя затруднения, возможно, что сначала герой с ними не справится, а затем у него начнёт постепенно всё получаться. Тут важно помнить о том, что препятствия не должны быть непосильными для героя, иначе это будет чем-то нереальным).
- Кульминация (самое важное событие, решение конфликта и преодоление тех преград, с которыми герой сталкивается вначале).
- Концовка (хэппи энд или нет – тут уж решение за вами).
Пример сторителлинга в школе: ученику в 9 классе нужно написать и защитить исследовательскую работу (завязка, раньше такое не требовалось) – школьник не хочет этим заниматься, но понимает, что без подготовки не добиться результата (желания героя не совпадают с тем, что ему нужно сделать) – определение с темой работы, сбор теоретического материала, анализ и сопоставление текстов по данной теме, проведение эксперимента, столкновение с трудностями во время написания работы (конфликт + преграды) – подготовка к защите исследовательской работы и устное выступление перед членами комиссии (кульминация, самое важное во всей истории, к этому и шёл ученик) – получение итоговой отметки, которая будет идти в аттестат (концовка, а вот хэппи энд это или нет – тут всё зависит от уровня подготовки работы).
Всё оказывается достаточно просто, стоит лишь разложить историю «по полочкам». А если ученик поработает над собственным проектом и объяснит какое-нибудь явление/событие через схему сторителлинга – у него получится не сухой доклад или вызубренный параграф учебника, а очень живая история, пропущенная как бы через себя. Тогда же и вопрос о дополнительных материалах при подготовке отпадёт сам собой – ученику будет нравиться изучать предметную область, заданную учителем, так как это поможет при составлении картины мира в сторителлинге.
Как бы хорошо ни была рассказана любая история, по-настоящему захватывающей её делает личный пережитый опыт автора. И пусть ученики становятся авторами таких научных историй, а учителя не боятся предлагать разобраться в материале при помощи сторителлинга!
Симпатова Валерия Евгеньевна
учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми

