СОЧИНЕНИЕ 9.2 ПИШЕМ ОТЛИЧНО!

Сейчас будет контент не для слабонервных. Прошу убрать от экрана всех, кроме учеников 8-9 классов, которым скоро предстоит написать сочинение как одну из частей ОГЭ. Готовы? Вот они, мои любимые строки, справа-налево: напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «…». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Согласны? Узнали? Это же сочинение 9.2!
Что нужно знать, если вы решились выбрать это сочинение? Стандартно: не менее 70 слов (но если вы действительно напишете хорошее сочинение, раскрывая все аргументы, то слов будет гораздо больше), работаем с текстом, который нам дан, указываем номера предложений или пользуемся методом цитирования. Это же подойдёт и для сочинения 9.3. А вот в чём принципиальная разница?
Первый абзац – это ваш тезис. Тут необходимо, во-первых, указать автора текста (обязательно!), во-вторых, переписать фрагмент текста, с которым вы работаете, в-третьих, дать толкование высказыванию (в 2-3 предложениях), в-четвёртых, закончить абзац фразой-связкой. Почему это важно? Связка поможет логически соединить тезис и аргументацию. Здесь можно использовать клишированные фразы: докажу своё суждение примерами из текста (автор); попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к тексту (автор). Автора нужно назвать один раз, то есть либо в самом начале, либо в этой связке. Абзац получится достаточно объёмным, не стоит этого пугаться.
Переходим к аргументации. Оба примера должны соответствовать тезису, доказывать и иллюстрировать то, что вы написали в первом абзаце (не зря же они называются примерами-иллюстрациями!). Найдите в тексте смысловые фрагменты, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. Каждый пример не забывайте подкреплять цитатами или номерами предложений. Здесь вам тоже помогут опорные клише. Можно выбрать дваварианта: в качестве логических связок использовать вводные слова: во-первых, во-вторых; или же целые конструкции: для того чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям…; предложения … подтверждают мысль о том, что… И различные вариации! Каждый аргумент выделяйте в новый абзац.
Заключение можно начать как вводными словами (следовательно, таким образом), так и клишированными фразами (подводя итог, делая вывод). И здесь тоже стоит обратить внимание на грамотный заключительный абзац. Это не просто 1-2 предложения. Ваш вывод должен быть логически связан со всем сочинением, не противоречить тезису, перекликаться с темой, но быть как бы шире её. Тема сочинения основывается на конкретном тексте с конкретной ситуацией, а в выводе вам предстоит расширить мысль, как бы формулируя нравственное правило, которое подходит для большинства людей и будет справедливым не только для героев текста. Этот абзац по объему не будет уступать первому.
Резюмируем! Текст сочинения-рассуждения строится по следующей схеме: тезис – доказательства – вывод. Всего должно получиться 4 абзаца: толкование высказывания, пример из текста № 1, пример из текста № 2, вывод. Помните, что ваш текст должен быть логичным и связным, а его объем – не менее 70 слов, ну и красивый разборчивый почерк, конечно же, тоже обязателен, иначе как эксперты прочтут те строки, в которые вы вложили всю свою душу? А ещё на экзаменах есть словари, поэтому смело можете выверять хоть каждое слово, чтобы сочинение было не только красивым по смыслу, но и грамотным по форме!
Симпатова Валерия Евгеньевна
Учитель МАОУ «Гимназии № 5»
Фото: fb.ru

