Проектная деятельность в школе

Каждый из нас понимает важность проектной деятельности. Такой формат окружает нас не только в школьном возрасте, но и во взрослой жизни. Причём подобное проектирование охватывает совершенно разные сферы нашей жизни: от гуманитарной и социальной до технической и естественнонаучной.
Если закладывать основы работы с проектной деятельностью ещё в школе, то в университете студент уже не будет начинать с нуля, а лишь повысит свой навык, что в перспективе положительно отразится и на самой работе.
Проектная деятельность выступает прекрасным педагогическим средством, которое разнонаправленно воздействует на ученика, развивая навыки работы в команде, осознанность выбора роли, обработку информации непосредственно через саму деятельность.
В классе ребёнок не хочет участвовать во внешкольных мероприятиях? Такой подход поможет привлечь порой даже самого «непробиваемого» ученика:
- Разделите класс на несколько рабочих групп и предложите создать календарный план мероприятий на год: какие классные часы были бы интересны ребятам, кто их будет проводить, какие ресурсы для этого потребуются?
- На какие экскурсии хотели бы сходить ученики, сколько за это нужно будет заплатить, может быть, есть интересные бесплатные мероприятия?
- Какие праздники провести внутри класса? Кто будет отвечать за оформление, подбор музыкального сопровождения, написания сценарного хода мероприятия?
Даже родительское собрание можно провести, используя элементы проектной деятельности:
- Одна инициативная группа может предложить своё видение развития класса в культурной сфере, другая – в спортивной, третья – в интеллектуальной и так далее.
- Профориентационные мероприятия можно легко организовать с помощью ресурсов родителей, спланировав годовые погружения в различные профессии через экскурсии на производство, приглашения родителей в школу на мастер-классы. Такой проект можно условно назвать «Годовой workshop», в рамках которого родительский коллектив познакомит учеников с собственными профессиями, а затем, предположим, даст и ребятам итоговое задание – составить необходимые компетенции для работы в определенных сферах, наметить пути карьерного роста в той или иной профессии. И в конце года на итоговой конференции ребята представят свои мини-проекты родителям.
Безусловно, проектная деятельность очень важная и в изучении отдельных предметов. Сейчас в каждой школе существуют научно-практические конференции, к которым ребята готовятся долго и основательно:
- Самостоятельно выбирают интересующую их научную сферу, а если таковой не нашлось – можно выбрать какой-либо социальный проект.
- Договариваются с учителем о консультациях, выбирают тему, ставят цель, задачи, выдвигают научную гипотезу.
- Подготавливают теоретический материал, знакомятся с практическими работами по выбранной теме.
- Самостоятельно выполняют практическую часть, причём выбирая «белые пятна» в мировом изучении темы.
- Презентуют итоговый продукт, рассуждают над дальнейшими перспективами изучения темы.
В 9 и 11 классе проектная деятельность даже отмечается в аттестате отдельным пунктом.
И уже после окончания школы, пробуя свои силы в написании курсовой работы, подготовленный заранее ученик легче справляется с поставленной задачей!
Симпатова Валерия Евгеньевна
учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми

