ОСОЗНАННОСТЬ ВЫБОРА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ

4 апреля 2021 , 03:12

Школ должно быть много. Много разных. Хороших и интересных. Хорошая школа – это, прежде всего, та, в которой ребёнок хочет учиться, где родители хотят учить своих детей, а атмосфера внутри дружественная. Именно к такой школе стремится Гимназия № 5. При этом мы имеем репутацию образовательного учреждения со своими традициями, педагогической культурой, результативностью и успешностью своих учеников. Какие же педагогические подходы и особенности существуют в 5 гимназии при переходе из среднего звена в старшее? Об этом и поговорим.

  

Подготовка к старшей школе начинается ещё в основной. Елена Владимировна Лузина, заместитель директора, рассказывает, что работа в направлении 9 класс -> 10 класс ведётся достаточно системно. Для выпускников 9 класса традиционно проходят тьюторские встречи с целью определения образовательной траектории, которая учитывает интересы и запросы обучающихся. Здесь же с родителями и учениками ведётся диалог о будущем профильном обучении.

  

Девятиклассники выбирают одно из четырёх предпрофильных направлений: лингвистическое, социально-гуманитарное, физико-математическое или естественнонаучное. Ориентируются при этом на перспективу и профессиональное самоопределение. Программа предпрофилей – это не только предметные знания, но и информация о ВУЗах Перми, знакомство с факультетами и специальностями, набором необходимых компетенций для поступления. В рамках предпрофильного обучения проходят экскурсии, мастер-классы и лекции. А если ребёнок не определился с выбором, то, безусловно, здесь помогают тестирования, которые проводит как гимназия, так и центры, с которыми мы сотрудничаем: «Современное образование», форум «Образование и карьера» (где предоставляется возможность не только познакомиться с учебными заведениями города и края, но и пройти тестирование на профессиональное самоопределение в рамках форума), а также можно обратиться в педагогический университет. Каждый год в гимназии проводится набор желающих на специальный курс «Профессиональная карьера» для сомневающихся в поиске своей будущей профессии гимназистов. Этот курс пользуется популярностью, и каждый год его посещают порядка 16-18 учеников.

  

Безусловно, важными являются и классные часы, и родительские собрания, посвящённые особенностям обучения в старшей школе. Работа ведётся с родителями, поскольку некоторые из них готовы выбирать будущее за ребёнка, составлять его план жизни, а сами обучающиеся иногда выбирают профильное направление просто потому, что им легко даётся тот или иной предмет, не думая о перспективах и не связывая с необходимым в будущем жизненным опытом.

  

Ежегодно в гимназию возвращаются выпускники, которые рассказывают школьникам о своём опыте, о том, что им дала гимназия. Реальные истории – это всегда то, что цепляет выпускников, это не книги и видео, а живые люди, которые могут ответить на все вопросы в формате дружественной беседы.

  

Кроме этого, немаловажной составляющей являются традиционные научно-исследовательские конференции, к которым ребята готовятся ещё в 8 классе в рамках летней интеллектуальной практики: выбирают направление исследования, курирующего педагога, определяются с темой, целью и задачами своей работы, а уже в 9 классе защищают полученное исследование, зная, что отметка за такую работу идёт в аттестат. И здесь примерно 80 % обучающихся выбирает такую тему учебно-исследовательской работы, которая связана, во-первых, с экзаменом по выбору в 9 классе, во-вторых, с будущим профильным направлением. Очень ценно и то, что мы видим, как темы работ 9 класса развиваются в 10-11, то есть и здесь существует определённая преемственность.

  

Цель такого системного похода в 9 классе, безусловно, состоит в осознанности выбора дальнейшего профильного обучения. 10 класс – это новшество для всех участников образовательного процесса внутри каждой семьи, поскольку впервые приобретается опыт нового формата обучения, новых подходов, составления индивидуального учебного плана.

  

Наш девиз – «Гимназия твоих возможностей». И мы создаём такие условия для обучающихся, которые формируют картину мира, мировоззрение, критическое мышление и осознанность в выборе дальнейшей профессии – а это именно то, что необходимо современному человеку XXI века!

Симпатова Валерия Евгеньевна

Учитель МАОУ «Гимназии № 5»


Автор:


Читайте также
Вера Селянинова: «Экономику страны делают рабочие кадры»
13 августа, 05:33
Вера Александровна Селянинова – педагог, директор образовательных учреждений с многолетним стажем, основатель и руководитель центра повышения квалификации «Становление». Её карьера началась в сельской школе, продолжилась в профессиональных училищах, а сегодня команда под её руководством обучает специалистов по всей России и за её пределами. В интервью мы обсудили тонкости профессионального самоопределения, современные подходы к обучению и мифы о рабочих профессиях.
Подробнее
Раиса Кассина: «Создаём условия, чтобы каждый школьник знал, кем он хочет стать»
13 августа, 05:16
Редакция краевой школьной газеты «Перемена-Пермь» совместно с юнкорами МАОУ «СОШ № 55» г. Перми поговорили с Министром образования и науки Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной о том, как правильно выстроенная профориентационная работа помогает современным подросткам выбрать будущую профессию.
Подробнее
Маркировка рекламы – важная составляющая грамотной журналистской работы
16 июня, 08:39
С 1 сентября 2023 года в России действует новый порядок маркировки рекламы в Интернете. Согласно закону, все рекламные материалы, размещаемые в сети, должны быть зарегистрированы через операторов рекламных данных, а креативы (визуальное или текстовое оформление рекламы, направленное на повышение эффективности коммуникации с целевой аудиторией) – снабжены специальным идентификатором. По этому поводу 9 июня в Пермской торгово-промышленной палате была организована практическая бизнес-игра «Маркировка рекламы». Мероприятие вызвало большой интерес у представителей малого и среднего бизнеса, маркетологов, блогеров, специалистов рекламных агентств и СМИ. Редакция «Перемены Пермь» тоже приняла участие в бизнес-игре.
Подробнее