МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ

Сегодня задача образования не только дать предметные знания, но и показать связь предметов друг с другом. Во ФГОСах отдельным пунктом прописана метапредметность, то есть такая область применения знаний, умений и навыков, которая пригождается не только на определённом предмете.
Связи между предметами существуют, допустим, в одинаковых методах и приёмах обучения. И на физике, и на обществознании можно составить таблицу. Урок французского языка и технологии можно провести по системе перевёрнутого класса (когда ученики самостоятельно дома изучают новый материал, как бы перенимая на себя роль учителя, а уже в классе рассказывают его, отрабатывают на практике). Уроки музыки и физической культуры можно закончить рефлексией.
Однако особо ценными являются уроки, проводимые на стыке двух дисциплин. К примеру, очень тесно соприкасаются между собой языки, русский и литература, литература и история. О последнем – подробнее!
Практически все произведения школьной программы рассматриваются через призму историко-культурного контекста эпохи. Невозможно полностью понять произведение, если ты не знаком с жизнью современников его автора.
Почему Герасим топит Муму, а не забирает её с собой? Эта история всегда трогает до слёз шестиклассников, и этот вопрос мне задают каждый год. Почему сам Герасим не мог уйти? Зачем он утопил своего единственного друга? Отчего терпел всё, что с ним происходило? Конечно, здесь обязательно нужно погрузить школьников в исторический контекст, рассказать про крепостное право.
Как одежда героев рассказа «Бежин луг» показывает достаток их семей? Почему кто-то из героев в сапогах, а кто-то в лаптях? Не только обувь, но и образ в целом, если знать, как в ту эпоху одевались крестьяне, сколько стоила та или иная одежда, указывает читателю на то, чья семья богаче, а чья беднее.
Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» описывает реальных исторических личностей – Емельяна Пугачёва, народное восстание под предводительством «Петра III», императрицу Екатерину II. И для того чтобы понять, почему стало возможным Пугачёву надеть маску Петра III, тоже важно знать события, происходившие в те времена. Невозможно без изучения карты народной войны 1773-1775 погрузиться в эту историю. И здесь учитель литературы принимает на себя роль историка. Сначала знакомимся с творческой историей создания повести: Пушкину нужно было написать исторический труд, а он, изучив архивные материалы дела и не только, понял, что Пугачёв – очень противоречивая, интересная личность. Для власти того времени он был бунтовщиком, а в глазах обычных людей – освободителем. Затем обсуждаем жизнь людей той эпохи, обязательно затрагиваем тему правления императрицы Екатерины II, её реформы, внутреннюю политику. И тогда сформировав целостную картину, приступаем к изучению самой повести, где автор умело сочетает историзм и литературную обработку.
При изучении подобных тем очень интересными являются интегрированные уроки, когда учитель истории объясняет исторический контекст, а уже литературную обработку ученики обсуждают с учителем литературы. Такие уроки всегда кажутся школьникам необычными, вдохновляют их: в кабинете целых два учителя! Пришли на литературу, а тут, почему-то, учитель истории. Заинтересовать ребят при таком подходе даже проще.
Литература, безусловно, во многом черпает сюжеты из истории. А история в литературной обработке порой читателям кажется даже интересней!
Симпатова Валерия Евгеньевна
Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми

