МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ

24 ноября 2020 , 07:45

Сегодня задача образования не только дать предметные знания, но и показать связь предметов друг с другом. Во ФГОСах отдельным пунктом прописана метапредметность, то есть такая область применения знаний, умений и навыков, которая пригождается не только на определённом предмете.

 

Связи между предметами существуют, допустим, в одинаковых методах и приёмах обучения. И на физике, и на обществознании можно составить таблицу. Урок французского языка и технологии можно провести по системе перевёрнутого класса (когда ученики самостоятельно дома изучают новый материал, как бы перенимая на себя роль учителя, а уже в классе рассказывают его, отрабатывают на практике). Уроки музыки и физической культуры можно закончить рефлексией.

 

Однако особо ценными являются уроки, проводимые на стыке двух дисциплин. К примеру, очень тесно соприкасаются между собой языки, русский и литература, литература и история. О последнем – подробнее!

 

Практически все произведения школьной программы рассматриваются через призму историко-культурного контекста эпохи. Невозможно полностью понять произведение, если ты не знаком с жизнью современников его автора.

 

Почему Герасим топит Муму, а не забирает её с собой? Эта история всегда трогает до слёз шестиклассников, и этот вопрос мне задают каждый год. Почему сам Герасим не мог уйти? Зачем он утопил своего единственного друга? Отчего терпел всё, что с ним происходило? Конечно, здесь обязательно нужно погрузить школьников в исторический контекст, рассказать про крепостное право.

 

Как одежда героев рассказа «Бежин луг» показывает достаток их семей? Почему кто-то из героев в сапогах, а кто-то в лаптях? Не только обувь, но и образ в целом, если знать, как в ту эпоху одевались крестьяне, сколько стоила та или иная одежда, указывает читателю на то, чья семья богаче, а чья беднее.

 

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» описывает реальных исторических личностей – Емельяна Пугачёва, народное восстание под предводительством «Петра III», императрицу Екатерину II. И для того чтобы понять, почему стало возможным Пугачёву надеть маску Петра III, тоже важно знать события, происходившие в те времена. Невозможно без изучения карты народной войны 1773-1775 погрузиться в эту историю. И здесь учитель литературы принимает на себя роль историка. Сначала знакомимся с творческой историей создания повести: Пушкину нужно было написать исторический труд, а он, изучив архивные материалы дела и не только, понял, что Пугачёв – очень противоречивая, интересная личность. Для власти того времени он был бунтовщиком, а в глазах обычных людей – освободителем. Затем обсуждаем жизнь людей той эпохи, обязательно затрагиваем тему правления императрицы Екатерины II, её реформы, внутреннюю политику. И тогда сформировав целостную картину, приступаем к изучению самой повести, где автор умело сочетает историзм и литературную обработку.

 

При изучении подобных тем очень интересными являются интегрированные уроки, когда учитель истории объясняет исторический контекст, а уже литературную обработку ученики обсуждают с учителем литературы. Такие уроки всегда кажутся школьникам необычными, вдохновляют их: в кабинете целых два учителя! Пришли на литературу, а тут, почему-то, учитель истории. Заинтересовать ребят при таком подходе даже проще.

 

Литература, безусловно, во многом черпает сюжеты из истории. А история в литературной обработке порой читателям кажется даже интересней!

 

Симпатова Валерия Евгеньевна

Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми


Автор:


Читайте также
Вера Селянинова: «Экономику страны делают рабочие кадры»
13 августа, 05:33
Вера Александровна Селянинова – педагог, директор образовательных учреждений с многолетним стажем, основатель и руководитель центра повышения квалификации «Становление». Её карьера началась в сельской школе, продолжилась в профессиональных училищах, а сегодня команда под её руководством обучает специалистов по всей России и за её пределами. В интервью мы обсудили тонкости профессионального самоопределения, современные подходы к обучению и мифы о рабочих профессиях.
Подробнее
Раиса Кассина: «Создаём условия, чтобы каждый школьник знал, кем он хочет стать»
13 августа, 05:16
Редакция краевой школьной газеты «Перемена-Пермь» совместно с юнкорами МАОУ «СОШ № 55» г. Перми поговорили с Министром образования и науки Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной о том, как правильно выстроенная профориентационная работа помогает современным подросткам выбрать будущую профессию.
Подробнее
Маркировка рекламы – важная составляющая грамотной журналистской работы
16 июня, 08:39
С 1 сентября 2023 года в России действует новый порядок маркировки рекламы в Интернете. Согласно закону, все рекламные материалы, размещаемые в сети, должны быть зарегистрированы через операторов рекламных данных, а креативы (визуальное или текстовое оформление рекламы, направленное на повышение эффективности коммуникации с целевой аудиторией) – снабжены специальным идентификатором. По этому поводу 9 июня в Пермской торгово-промышленной палате была организована практическая бизнес-игра «Маркировка рекламы». Мероприятие вызвало большой интерес у представителей малого и среднего бизнеса, маркетологов, блогеров, специалистов рекламных агентств и СМИ. Редакция «Перемены Пермь» тоже приняла участие в бизнес-игре.
Подробнее