ГЕРОЙ ТВОЕГО СОЧИНЕНИЯ

Пожалуй, самая тревожная для многих часть экзамена по русскому языку после 9 класса – это сочинение. Здесь требуется не только уметь писать слова и расставлять знаки препинания, нет!
Сочинение ученика – это картина, сотканная из его владения монологической речью, логикой повествования и цельностью получившегося текста. Здесь проверяется знание литературных произведений, а также их анализ. Нельзя просто взять и пуститься в пересказ какого-нибудь романа. Важно уметь именно анализировать прочитанное.
Существует, конечно, очень много различных литературных произведений, которые можно привести в пример к той или иной проблеме. Сегодня мы рассмотрим роман Михаила Юрьевича Лермонтова, «луны» нашей литературы; роман, который изучается как раз в 9 классе, – «Герой нашего времени». Какие же темы, проблемы затрагиваются в этом произведении?
Любовь
Любовь здесь можно рассмотреть по-разному: это и любовь-игра, и нелюбовь вообще, и неспособность эту самую любовь подарить. Три женщины окружают Печорина, главного героя романа, и ни с одной он не может обрести истинное счастье: влюбляется в Бэлу, добивается её и теряет интерес; Мэри, которая поначалу не поддаётся на уловки Григория, в решительную минуту слышит отказ уже от него самого; даже Вера (весьма символичное имя), та, к которой привязанность героя была самой сильной, не получает от него ничего, кроме страданий.
Дружба
С Максимом Максимовичем, сослуживцем Печорина, искренним и душевным человеком, у героя не возникает взаимной дружбы. Несмотря на искренние добрые намерения и чувства Максима Максимовича, сам Печорин не способен ответить взаимностью, да и просто оценить эту душевную теплоту. С Грушницким же дружба у героя очень поверхностная, это дружба-вражда, состязание за внимание княжны Мэри. Это нездоровые отношения, которые привели к трагическому исходу – убийству Грушницкого на дуэли. Единственной возможной дружбой в романе могли бы стать отношения Печорина и Вернона. Эти персонажи во многом схожи, их общение – интеллектуальное. Тот единственный вид коммуникации, который ещё не надоел Григорию Печорину. Однако, как говорит сам герой, в дружбе один всегда раб другого. Быть может, поэтому мы и не видим истинного сближения Печорина с кем-то?
Одиночество
Действительно, трагическое одиночество окутывает Григория Печорина. Он не может находиться в обществе, не способен испытать любовь или дружбу. Печорин ощущает себя отвергнутым миром, одиночкой, и в ответ отвергает этот самый мир уже сам. Он чувствует себя лишним, поэтому целенаправленно отдаляется ещё дальше от мира.
Роман «Герой нашего времени» – это сложное произведение, в центре которого сложный герой. Григорий Печорин неоднозначный: эксцентричный, одинокий, незаурядный, глубокий, но при этом очень несчастный. Безусловно, в романе можно найти и другие аргументы для сочинения: искусство (танец Бэлы, восхитивший Печорина), ответственность (за свои поступки - вся ситуация с Грушницким) и другие.
Читайте роман, читайте внимательно, и тогда, как знать, быть может именно вы откроете тайны характера и психологизма Григория Печорина?
Симпатова Валерия Евгеньевна
Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми
Фото: х/ф «Печорин», 2006 год

