ДВЕ ВОЛНЫ ОКЕАНА ДИСТАНТА

Подходит к концу 2020 год, которым многим запомнится именно этим словосочетанием – «дистанционное обучение». Кажется, только ленивый не прочёл хотя бы один материал о великом и могучем дистанте. Как же мы можем оценить новый виток образовательной траектории в Перми?
Безусловно, мнения разделились: кто-то полностью отрицает дистант как форму образования, считая, что только живое общение позволяет получить знания. Кто-то поддерживает онлайн-образование, находит в этом новые подходы к образовательному процессу. А кто-то, думаю, так и не решил для себя, как относиться к этому процессу.
Конечно, первая волна пандемии коронавируса «Covid-19» была для нас неожиданностью: в современной истории такого масштабного заболевания с массовым карантином ещё не было. Дистанционное обучение, чего уж скрывать, оказалось далеко не идеальным. Однако корни такая форма учёбы берёт еще в XVIII веке, когда британским студентам предлагалось не традиционная система, а такая, которую можно частично освоить самостоятельно (тогда это называлось «корреспондентское обучение»), а домашние задания и даже экзамены ученики сдавали преподавателям посредством обычных почтовых пересылок.
Весенний дистант заставил многих учителей задуматься над формами работы, искать новые методические решения, подтолкнул нас, педагогов, к саморазвитию в новой области.
Какие же принципы дистанционного обучения можно выделить? Андрей Владимирович Хуторской, доктор педагогических наук, корреспондент Российской академии образования, обращает наше внимание на следующие позиции:
· интерактивность (взаимодействие с обучающимися через различные платформы),
· адаптивность заданий (под уровень детей и цели обучения),
· гибкость (учёт индивидуальных способностей и возможностей ребёнка),
· модульность (для самостоятельного обучения выдаётся блок тем по модулям, а затем происходит комплексная отработка материала – подходит больше для учащихся старших классов),
· регламентное обучение (обучение по стандартам СанПиНа, которое не подвергает риску детское здоровье),
· оперативность и объективность (предоставление и проверка домашних заданий вовремя, разработка единых критериев оценки работ, ознакомление с ними учащихся).
Весной все мы искали различные платформы для обучения, поэтому у детей была некая растерянность: один учитель проводит занятия в Zoom, а другой использует Skype, для одного предмета надо зарегистрироваться на Foxford, а для другого – завести аккаунт в Google. Сегодня же мы пришли к определённому и ограниченному количеству таких платформ, что гораздо упростило процесс обучения для ребёнка: решение идти «от ребёнка» в данном процессе является самым важным. Чёткость и понятность того, что требуется от ученика, облегчило и нам, учителям, деятельность: дети стали реже пропускать сдачу заданий, они не теряются в цифровом пространстве.
Безусловно, и родители примерили на себя новую роль: роль тьютера. Именно родитель во время дистанционного обучения является проводником ребёнка в этом процессе, помогает организовать день, распределить обязанности, вместе с учителем контролирует выполнение заданий. И это тоже очень важный труд. Мы становимся единой командой, цель которой – создать максимально комфортную среду для обучения ребёнка в сложившейся ситуации. Поэтому так важен диалог учителя и родителя, важно задавать вопросы, слушать и слышать друг друга, находить верные пути решения. И если раньше некоторые родители могли общаться с педагогами раз в четверть на родительском собрании, то сейчас этого недостаточно: диалог становится постоянным, чего уж скрывать, иногда даже 24 часа 7 дней в неделю мы находится на связи.
Дистанционное обучение – это вызов. Это ситуация тупика, которая затем переросла в ситуацию вызова. А вызов повлёк за собой поиск новых решений уже известных нам вопросов и проблем, мы узнали много нового о себе и для себя. Да, губернатор Пермского края в своём Instagram-аккаунте рассказал, что 11 января зимние каникулы закончатся, и все ученики вернутся в родные школьные стены, но кто знает, как изменится эпидемиологическая ситуация. И мы всегда должны быть готовы давать качественное образование в различных условиях. Пусть пока что этот процесс и не проходит идеально, но весенний и осенний дистант показали, что система образования крайне гибкая, а мы, педагоги, родители и ученики, понимаем всю ценность и важность качественного образования.
Симпатова Валерия Евгеньевна
учитель МАОУ «Гимназии № 5» г.Перми

