«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Газета «Перемена-Пермь» родилась 6 декабря 2011 года, и в прошлом году ей исполнилось 12 лет. В июне вышёл последний выпуск печатной газеты, и в конце 2023 года мы получили свидетельство о регистрации сетевого СМИ, значит, всю деятельность мы теперь осуществляем на сайте. Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
* Данное мероприятие состоялось в рамках планирования создания экспертного совета. И предполагаемыми членами экспертного совета стали:
- Алексей Анатольевич Юшков, руководитель Управления Роскомнадзора по Пермскому краю;
- Анна Александровна Батагова, Глава городского округа – глава администрации Чердынского городского округа Пермского края;
- Светлана Анатольевна Денисова, уполномоченный по правам ребёнка в Пермском крае;
- Иван Михайлович Печищев, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ;
- Ирма Андреевна Платонова, главный специалист организационного отдела ГКБУК «Пермская государственная ордена «Знак Почёта» краевая универсальная библиотеки им. А.М. Горького»;
- Светлана Александровна Суслова, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лицей № 3», организатор фестиваля «Золотое перо»;
- Сергей Дмитриевич Сатюков, педагог-организатор, учитель информатики и медиатехнологий МАОУ «Лицей № 5», координатор медиацентров «Движение Первых» города Перми;
- Наталья Борисовна Деева, педагог-организатор МАОУ «Школа дизайна «Точка», координатор школьных медиацентров при департаменте образовании города Перми.
Для начала стоит отметить, что экспертный совет про СМИ – это команда экспертов, которые помогают определить СМИ его политику, подсказывает, какие компоненты должны в нём быть, кто может быть информатором, кому адресовать материалы, какие проблемы поднимать, а самое главное – суживает круг того, о чём СМИ говорит.
Наталья Борисовна Деева начала разговор с обсуждения медиацентров: «На сегодняшний день в Перми живы 84 школьных медиацентра. Все они в разном состоянии: кто-то в самом начале своего пути, а кто-то уже вырос и является профессионалом. А взрастить медиацентр – это задача не из лёгких. Это, в первую очередь, кадровая проблема: нет педагогов, которых взяться за дело, у многих не хватает компетенций, а ребят необходимо поддерживать и направлять в нужное русло». И здесь мы нашли возможность для себя: необходимо заняться обучением медиапедагогов.
Все выступающие сошлись во мнении, что целевой аудиторией нашего сайта должны быть школьники. «12 лет вы писали о них, а также давали школьникам возможность для самореализации, публикуя их материалы – это уже годами наработанный имидж», – сказала Анна Александровна Батагова. Нужно содействовать с медиацентрами, развивая школьное сообщество.
Таким образом, это сотрудничество будет полезным и продуктивным как для нас, так и для них. Это и профориентация (взращивание юных журналистов), и позитивная информация. Светланой Анатольевной Денисовой были озвучены важные слова: «Вся страна сейчас разворачивается лицом к семье, патриотизму, гражданственности, воспитанию. И наша задача – выдавать детям ту информацию, которая им необходима, с помощью самих же детей».
Сергей Дмитриевич Сатюков поддержал мысль Светланы Анатольевны о том, что тексты должны писать школьники: «Когда материал подаётся ребёнком, то другие дети воспринимают его гораздо лучше, чем когда та же информация поступает от взрослого».
Алексей Анатольевич Юшков напомнил, что медиапедагоги должны быть юридически грамотны и доносить эту грамотность до детей, ведь школьные СМИ формально подзаконны СМИ, а сами авторы попадают под понятие журналиста: «Распространение любой информации – это ответственность за всё сказанное и написанное. СМИ – это некое орудие, которое может быть опасно в неумелых руках, нужно проверять достоверность распространяемой информации, и в целом соблюдать журналистскую этику.
Следует понимать, что не вся информация подлежит распространению, здесь нужно учитывать федеральный закон и соблюдать градацию информации по возрастным группам.
Отдельная категория ответственности – это персональные данные. Дети до 14 лет не могут давать согласие на своё упоминание в СМИ, в таком случае нужно получить согласие его родителей. Нужно знать статью 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации (пропаганда насилия, жестокости и т.п.). Только вооружившись всеми этими знаниями, вы можете работать с детьми».
Василиса Чикунова