ГОЛОС КАЖДОГО ПЕДАГОГА ДОЛЖЕН БЫТЬ УСЛЫШАН

26 февраля, 23:49

Каков один из главных инструментов педагога, который хочет привлечь внимание ребят, заинтересовать их своим предметом и правильно выстроить общую «интонацию» урока? Конечно же, голос! Этот ресурс имеет ряд важных функций, поэтому требует особенного внимания, трепетного отношения и практик сбережения.

 

Именно поэтому 15 февраля состоялась очередная лекция в рамках модуля «Навстречу учителю» проекта «Медицинская профразминка» на тему «Голос педагога. Как его сохранить и улучшить. Практики сбережения голоса. Ораторские практики». Спикером выступила д.м.н., профессор, член-корреспондент РАН, директор института профилактической медицины им. З.П. Соловьева ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Миндздрава России Милушкина Ольга Юрьевна.

 

«Голос – это инструмент, с помощью которого можно изменить жизнь. Согласно исследованиям и наблюдениям, чем выше голос человека, тем ниже занимаемая им должность, а в ином случае его воспринимают как уверенного и самодостаточного. Поэтому в силах педагога повысить свой авторитет в глазах детей с помощью голоса!», - начала лекцию Ольга Юрьевна.

 

Спикер обратила внимание на то, что нарушениями голоса страдают около 60% учителей. Нарушение этого важного инструмента препятствуют полноценной коммуникации и адекватному состоянию здоровья специалиста.

 

Для того, чтобы предупредить дисфункцию голосового аппарата, важно создать правильные условия и благоприятную среду для работы. Для этого эксперт советует обратить внимание на уровень температуры воздуха, он должен быть средним, относительную влажность воздуха, регулятивный уровень шума и отсутствие большого загрязнения пространства пылевыми частицами. Наполните кабинет растениями, периодически проветривайте окна и настаивайте на постоянной влажной уборке в кабинете.

 

«Важно следить и за образом жизни. Отрицательно на качество голоса влияют частое курение, напитки, раздражающие слизистые, громкая речь, необоснованное перенапряжение связок, низкая медицинская активность и нежелание обращаться к специалистам. Займитесь дыхательными и речевыми практиками, соблюдайте питьевой режим», - отметила эксперт.

 

Но одного питьевого режима и соблюдения распорядка дня, чтобы правильно поставить свой голос и усовершенствовать его. Во второй половине лекции Ольга Юрьевна провела настоящий мастер-класс по резонаторной и дыхательной гимнастике, показала несколько простых и эффективных упражнений для мышц губ и языка:

«Направляйте свой голос прямо перед собой, не говорите слишком быстро или чересчур медленно. Выработайте свой уникальный умеренный ритм и добавьте к нему естественную жестикуляцию. Одно из лучших упражнений: вдохнуть носом, плавно выдохнуть через рот со звуком «ууу», следующий раз со звуком «ооо», «ааа». Проследите за грудным звучанием».

 

Но что же делать, если несчастье все-таки случилось и голос охрип? На такой случай у эксперта тоже есть действенные лайфхаки, которые минимизируют негативные последствия для связок. Во-первых, постарайтесь молчать ближайшие 24 часа, говорите по минимуму, не перенапрягайте горло, попробуйте щелочные ингаляции. Если даже после «речевого отдыха» голос не восстанавливается, в таком случае срочно обратитесь к врачу для консультации.

 

Появление проблем с голосом у преподавателя зависит от многих физических, физиологических и психологических факторов. Решающее значение в профилактике дисфоний у преподавателей имеют знание тонкостей голосового аппарата, правильная «гигиена» речевой деятельности и соблюдение щадящих условий труда.

 

Анастасия Леонтьева