НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Каждый школьник или гимназист, студент колледжа или университета хочет учиться в месте, в котором будет присутствовать атмосфера уюта, комфорта и мотивации. Зачастую от учащихся приходится слышать слова: «Я не хочу туда возвращаться, там неинтересно и некрасиво». Для того, чтобы таких случаев было меньше или не было совсем, существуют специальные организации, которые осуществляют контроль за соответствием образовательного учреждения всем требованиям государства и самих студентов.
26 июля в редакции газеты «Коммерсант-Прикамье» прошла пресс-конференция с экспертами по независимой оценке качества ООО «Вердикт Сервис». Алексей Рафисович Ганеев и Булаева Наталья Александровна подробно рассказали о том, как происходит процедура анкетирования учащихся, какие критерии в него входят, и как обстоят дела с учебными организациями в России.
Вначале было представлено небольшое видео-выступление секретаря общественного совета Министерства высшего образования Елены Вячеславовны Дмитришиной:
«Мы хотим работать с целью информирования участников учебного процесса об уровне организации работ по реализации образовательных программ. Эта проверка проводится на основе общедоступной информации, не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года. Общественный совет определяет перечень организаций, в отношении которых будет проводиться такая оценка. Но помимо этого всегда выявляется список рекомендаций по улучшению деятельности».
Для того, чтобы оценка была полноценной и максимально объективной проводится анализ информации, которая находится на сайтах и стендах образовательных учреждений, а также онлайн-анкетирование и опрос учащихся о качестве условий. За 2020-2022 год такую оценку прошло порядка 900 учебных заведений, в том числе негосударственных.
«Стоит понимать, что уровень образования и уровень условий образовательной организации – это разные вещи. Мы стремимся, чтобы и то, и другое соответствовало высокой планке. Независимая оценка качества осуществления образовательной деятельности (НОК) является элементом всероссийской оценки качества», - отметил Алексей Рафисович.
В основные критерии оценивания входят: открытость и доступность информации о деятельности учебного заведения, комфортность условий, в которых находятся учащиеся, доступность образовательных услуг для лиц с ОВЗ, доброжелательность и вежливость сотрудников и общая удовлетворенность образовательным процессом.
«Мы имеем полномочия смотреть только те вузы, в отношении которых решение принял Общественный совет. Он формирует перечень организаций, которые получают средства федерального бюджета», - отметил эксперт.
Координатором всех оценочных мероприятий является Министерство труда России. Оно разрабатывает федеральные рамки, в которых проводятся все анкетирования. Однако оценку действительно можно считать независимой, поскольку ни сотрудники образовательной организации, ни Министерство науки и высшего образования не могут ознакомиться с теми анкетами, которые заполнили учащиеся.
Естественно, большое внимание уделяется опросу учеников и студентов с ОВЗ, поскольку именно доступность среды для этой категории ребят, к сожалению, до сих пор является самым западающим критерием в оценке качества:
«В понятие «доступности среды» входит критерий наличия пандуса, специальных подъемов и адаптированных лифтов, инвалидной коляски, парковки для инвалидов и туалеты. Оценивается качество оборудования, проверяется наличие альтернативной версии сайта для слабовидящих и слабослышащих. Когда мы только начали процедуру оценивания всех необходимых условий образовательного процесса для лиц с ОВЗ, выяснилось, что, к сожалению, никто не отдавал себе отчета в необходимости многих вещей. То есть университеты не делали на этом особый акцент, например, пандусов не было вообще или были плохие и зачастую самодельные», - объяснила Наталья Александровна.
Несмотря на это, в течение трех лет наблюдается положительная тенденция: с каждым годом балл у многих университетов становится выше. Если в 2020 году средняя оценка по высшим учебным заведениям была 94,5, то в 2022 уже 96.
Благодаря подобным оценочным процессам, образовательные учреждения не только получают необходимую информацию и ресурсы для улучшения качества образования и условий, в которых его получают, но и учатся у своих коллег. Многие университеты «подсматривают» друг у друга различные формы создания комфортного времяпрепровождения для студентов: коворкинги, точки питания и досуга. Помимо этого, перенимаются и варианты подачи учебной и организационной информации, новые методы образования и общения со студентами.
Среди спикеров также была Анна Сергеевна Габдурафикова проректор по учебной деятельности ПГНИУ:
«В 2021 году Пермский университет прошел независимую оценку качества образовательной деятельности. Для нас эта оценка была важна для того, чтобы мы получили искреннюю обратную связь от студентов. Нам необходимо было узнать, насколько наши условия соответствуют ожиданиям и требованиям студентов. Абитуриенты стали другими, у них новые желания. Мы должны принимать это во внимание и учитывать. Сейчас у нас гораздо больше возможностей обеспечить индивидуализацию образовательного процесса для студентов, то есть создать все необходимые условия для комфортной учебной и внеучебной деятельности для каждого из студентов».
Анастасия Леонтьева