ОТПУСКАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ
Меня зовут Юлия Журавлёва, я работаю в АНО ДПО «Центр проектов «Переменим» уже около года, хотя моя дружба с редакцией «Перемены» началась более 10 лет назад. Я являюсь психологом по образованию, именно поэтому и решила обсудить с читателями одну неочевидную, но интересную тему.
Когда мы сформулировали тематику текста, то я сразу подумала о том, что такой заголовок и такая тема точно характеризуют меня как родителя. Всё то время, пока мой сын ходил в школу, я училась его «отпускать»: в первом классе, когда он категорически не хотел учить уроки вместе со мной, в следующие годы обучения, когда он сам должен был добираться до школы (потому чтоего некому было проводить, а я уходила на работу рано), и даже в одиннадцатом классе, когда он пропускал уроки и не делал домашние задания.
Я думаю, что когда мы испытываем излишнее беспокойство по поводу наших детей, мы перестаём по-настоящему их слышать – что они на самом деле хотят, как они видят ту или иную ситуацию, какой у них план действий.
Два дня назад я была в гостях у своей племянницы. Мы вместе делали уборку в комнате. Давно хотела это сделать, потому что каждый раз, когда я приезжала к ней в гости, я наблюдала огромный «завал» в её комнате: на полу, на столе и на кровати были разбросаны одежда, книги, разные безделушки, ручки, нитки и карандаши, которые не находили себе места в многочисленных шкафчиках, расположенных по периметру комнаты. Наконец я решила приехать и помочь разобрать этот «накопившийся беспорядок». В процессе уборки племянница безапелляционно заявила мне: «Для меня этот беспорядок и есть порядок. Я могу найти здесь любую вещь, когда мне это нужно!». И ведь с этим не поспоришь, это её представление о порядке, хотя для меня порядок – это когда каждая вещь лежит на своём месте в шкафу. Но в этом и суть – взрослый и ребёнок имеют разные представления о вещах. И ситуации, в которых видение ребёнка и взрослого будет заметно отличаться, будут возникать всегда. Это естественный процесс «взросления» ребёнка, становления его внутреннего «Я». На каждом этапе развития ребёнок будет «сражаться» за свои границы: когда он маленький, он будет делать это с помощью крика или словами «я сам», а в подростковом возрасте он может объявить бойкот родителям за то, что они зашли в его комнату, не спросив разрешения. Только так ребёнок показывает нам, взрослым, где и как он хочет «быть взрослым».
Но согласитесь, что иногда мы сами не даём возможности нашим детям своевременно «повзрослеть». А взрослеть – это значит делать по-своему, думать иначе, пробовать и ошибаться.
Ещё одну интересную мысль я услышала от своей племянницы, когда мы делали уборку: «Интересно, как играть в куклы, так я уже большая, а как поехать самостоятельно в город – я ещё маленькая».
И здесь я задумалась о том, что нередко мы, взрослые, противоречим сами себе в своих запросах и ожиданиях, а ведь дети это прекрасно чувствуют, а потому «бунтарствуют» и противоборствуют нам.
Юлия Журавлёва