«Я САМ!»
Одна из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются все педагоги начальных классов – это несамостоятельность детей. Психологи отмечают, что самостоятельность – это ответственное, инициативное поведение, которое не зависит от посторонних влияний и совершается без посторонней помощи, собственными силами. Самостоятельность является основным вектором взросления человека. А в школе это попросту умение учить себя, умение учиться.
Часто от старшего поколения дети слышат: «Вот я раньше сама (или сам) делала, решала, справлялась». Однако современное общество загнало родителей в такие тесные рамки. Имеется в виду ритм жизни, пестрота заголовков в СМИ о происшествиях с детьми и т.д., что родители в страхе за свое чадо готовы водить ребенка за ручку в школу вплоть до 5-го класса, оставаться с ним дома в ущерб своей деятельности или подключать к воспитанию детей бабушек, которые, как все знают, готовы нести портфель за ребенка в школу, делать уроки и бегать по комнате с тарелкой, дабы накормить школьника. Стоит отметить, что и государство ужесточило законы, связанные с воспитанием и безопасностью детей. К чему это все приводит? Конечно, к той самой несамостоятельности ребенка, у него зачастую просто отсутствует возможность проявить себя дома, а потом, по привычке, и в школе.
Какова же роль педагога в становлении самостоятельности детей? Ответ один – ключевая! Кто как не педагог сможет донести до родителей важность этого качества в ребенке?! Кроме того, учитель может и сам развивать в детях данное качество для выполнения тех же самых самостоятельных работ. Ведь самостоятельность учащегося – это залог успеха в средней школе, а закладываются основы именно в начальном звене.
Педагог должен знать, что учебная самостоятельность детей включает в себя способность к обнаружению учебной задачи; умение сделать выбор; способность обобщать, планировать и самоконтролировать и рефлексировать. Именно на развитие этих способностей необходимо делать упор при работе с детьми. И самое главное – не пренебрегать вопросами учеников, это первые шаги к самостоятельному получению знаний, учитель в данном случае выступает в роли «хранилища информации», постепенно стоит объяснять детям, что есть и другие источники информации, к которым дети могут обратиться (книга, интернет).
Что же касается самостоятельной работы детей в рамках конкретного задания, то здесь важна поэтапность. Сначала учитель дает образец на конкретном учебном материале, и дети выполняют задания по образцу, осваивают алгоритм действий. Затем педагог дает инструкцию по выполнению и оформлению действий и результатов, и дети действуют по инструкции, самостоятельно оформляя результаты и делая выводы. И только после этого завершающий этап – учитель читает задание и задает вопрос, а дети самостоятельно выбирают последовательность действий и способ оформления. Длительность этапов зависит от степени освоения их детьми.
Однако ни о какой учебной самостоятельности не может идти речь, если дома за ребенка делают домашнее задание и собирают портфель взрослые, иными словами – несамостоятельный дома – несамостоятельный в школе.
Итак, советы, которые может дать учитель родителям. Самое важное правило – это все та же поэтапность. Например, первокласснику один навык нужно закреплять, пока ребенок полностью не освоит его. Это может быть сбор портфеля, самостоятельный путь до школы и обратно, прием пищи и т.д. Родители при этом запасаются терпением и не скупятся на похвалу, а на неудачи и ошибки реагируют как на обычное получение опыта ребенком.
При общении с детьми родителям важно следовать следующим правилам:
- давать ребенку возможность выбора (какую рубашку ты хочешь надеть, белую или синюю; сначала поиграть, а потом сделать уроки или наоборот и т.д);
- уважать попытки ребенка справиться с трудностями, не говоря о том, что это так просто. Наоборот, ребенок будет гордиться, если справится с легкой для вас, но трудной для него задачей. Советы же давать стоит не в приказном тоне, имея в виду только ваш правильный вариант, а в форме подсказки, например, «иногда помогает, если сделать вот так…»;
- не стоит задавать слишком много вопросов, например, о школе. Иногда ребенок и сам хочет рассказать о том, что ему было интересно и что его больше волнует;
- когда ребенок задает вопрос, не стоит торопиться отвечать. Ведь, если ребенок это спрашивает, значит, он уже думал над этим вопросом, можно просто спросить, «а как ты думаешь?». В таком случае можно получить интересные размышления ребенка, которые останутся при нем, если вы дадите свой ответ сразу;
- нужно поощрять ребенка, когда он сам находит решение или ответ, а также учить его самостоятельно пользоваться источниками информации;
- не нужно мешать детям фантазировать и строить планы на будущее, они от этого получают удовольствие. В будущем ребенок сам поймет, какие мечты реальные, а какие нет, а пока можно разделять с ним мечты, подсказывать, где можно больше узнать или почитать о нужной теме;
- не стоит часто вмешиваться в дела ребенка, даже если это касается его внешнего вида;
- если мама разговаривает о ребенке с подругой или другом, он не должен слышать этого разговора, не стоит обсуждать своего ребенка в его присутствии;
- если взрослый, например друг семьи, разговаривает с ребенком, то родители не должны отвечать за свое чадо. Ребенок должен сам отвечать на вопросы, говорить сам за себя;
- стоит уважать намерения ребенка, если он не готов к какому-либо действию. Уговаривать или насильно заставлять не стоит, нужно просто сказать: «у тебя обязательно получится, когда ты будешь к этому готов»;
- стоит меньше говорить ребенку слово «нет». Дети воспринимают это слово как вызов и часто начинают протестовать;
И последняя рекомендация: родители должны принять своего ребенка таким, какой он есть, не делать его идеальным, не решать его проблемы, а давать возможность ему делать ошибки и решать свои проблемы самостоятельно. Самое главное – это поддержка и любовь, умение выслушать и посочувствовать своему ребенку, только так он сможет поверить в себя и стать самостоятельным.
Наталья Былева