ВНИМАНИЕ! СОБРАНИЕ!
Очень волнительным моментом в жизни педагога любого возраста всегда была и будет встреча с родителями. Конечно, речь идет не об индивидуальных беседах, а о родительском собрании. И волнение по этому поводу не напрасно, ведь от того, как плодотворно пройдет родительское собрание, во многом зависит дальнейшая работа с детьми. Поэтому к вопросу, как педагогам школы, так и дошкольного учреждения, стоит подойти со всей серьезностью.
Итак, собрание бывает тематическим, организационным, информационным, консультативным и итоговым. Формы проведения – любые. Это могут быть игра, дискуссия, семинар, круглый стол, конкурс, пресс-конференция и т.д., все зависит от креативности и фантазии педагога.
Первыми в учебном году обычно бывают организационные собрания. На них обсуждаются вопросы организации обучения, питания, безопасности детей, соблюдение режима учреждения и другое. В середине года проводятся тематические, информационные и консультативные собрания, в конце – итоговые.
Если педагог впервые будет проводить собрание, начать стоит с подготовки.
Как правило, большая часть родителей склонна игнорировать данное мероприятие, ссылаясь на занятость или неудобное время. Необходимо выбрать оптимальную дату и время. Самым удобным для родителей всегда было вечернее время, в таком случае не нужно будет отпрашиваться с работы. День недели любой, но по понедельникам всем тяжело после выходных, а по пятницам многие уезжают на дачу или отдохнуть.
Чтобы вызвать отклик родителей также можно подготовить объявление о собрании с анонсом вопросов, а дети могут изготовить своими руками красочные пригласительные билеты и вручить их родителям. Объявление о собрании должно появиться не менее чем за 1 неделю, чтобы взрослые могли спланировать свой график. Привлекают родителей на собрание (в середине учебного года) конкурсы для детей, итоги которых подводятся на собрании, либо ярмарки.
Заранее также можно среди родителей провести анкетирование. Анкеты раздать на дом, чтобы взрослые смогли спокойно ответить на вопросы. С помощью анкет педагог сможет не только качественнее подготовиться к собранию, (даже определиться с темой, если оно будет тематическим), но и ближе познакомиться с семьями своих подопечных, если это организационное собрание.
Все зависит от того, какие вопросы будут включены в анкету. Чтобы сделать ход организационного собрания более предсказуемым, важно включить в анкету вопросы: «Какой вопрос вы хотели бы задать педагогу?» или «Что вас волнует в жизни ребенка в учебном учреждении больше всего?», «Что нравится в классе/группе, что не нравится?». Если ответы и вопросы от родителей в анкете окажутся для педагога слишком сложными, можно попросить помощи у опытных педагогов или администрации учреждения.
Если у педагога много важной информации, необходимо заранее подготовить небольшие памятки, чтобы раздать их родителям.
Следующим важным пунктом станет составление конспекта самого собрания. Здесь самым важным станет правило «Минимум зачитываемого текста, больше живого общения». Если педагог должен донести до родителей много важной информации, лучше половину сказать (не прочитать!), половину оформить в раздаточный материал. Здесь уместными будут презентации, графики и использование других наглядных материалов и мультимедийных технологий. Уставшие родители после работы не станут слушать длинный текст, который педагог читает с листочка.
Конспект должен состоять из трех частей. В первой части, вводной, педагог располагает к себе родителей, создает атмосферу доброжелательности, сообщает тему собрания и его ход. Вторая часть – основная, в нее должна войти вся суть собрания, а в третьей части родители могут задать вопросы, решить с педагогом создавшиеся проблемные ситуации и т.д. Но не стоит выносить на собрание (или поддерживать) конфликты двух или нескольких родителей, не стоит их поучать, ругать, негативно высказываться, называя фамилии детей. Негативные ситуации стоит обсуждать с родителями в личной беседе.
В конце собрания важно подвести итоги, наметить планы, отметить плодотворность встречи. В качестве обратной связи желательно подготовить бумагу и ручки и попросить родителей оставить отзыв, где они смогут отметить положительные моменты встречи, а также высказать свои пожелания. Именно такое тесное сотрудничество с родителями, учет их пожеланий и вопросов позволяет педагогу в дальнейшей работе добиться желаемого результата.
Наталья Былева