«НЕ ХОЧУ ДЕЛАТЬ УРОКИ!»
Молодые педагоги часто сталкиваются с нежеланием учеников начальных классов делать домашние задания. Родители жалуются на потерю интереса к учебе у сына или дочери и ответственность за это перекладывают на школу. Как поступить, если педагог уверен, что в классе ребенка никто не обижает и уроки достаточно увлекательны? Стоит направить усилия на работу с семьей.
Прежде всего, нужно провести анализ факторов, которые могут воздействовать на школьника. Побеседовать с мамой или папой и выяснить, в каких условиях проживает ребенок. Для него необходимо оборудовать свое рабочее место: удобные стол и стул, соответствующие ростовке. Ни в коем случае не кухонный стол и не стол перед телевизором.
Следующий момент – отношения в семье. Как показала практика, дети могут потерять интерес к учебе и стать тревожными из-за частых ссор родителей.
Бывает, что ребенка чересчур опекают: делают с ним домашние задания, собирают портфель. В результате у школьника пропадает стимул к развитию самостоятельности. Закрепляется убеждение, что учеба нужна именно родителям.
Излишняя критика также может привести к отказу от выполнения домашнего задания. Дети начинают бояться делать ошибки, ведь они вызывают новую порцию недовольства родителей. Критика всегда должна иметь меру. Особенно, если у ребенка прослеживается заниженная самооценка и комплексы. Если школьник не уверен в себе и часто говорит о том, что у него ничего не получится, критику нужно убрать на второй план и поддерживать, хвалить ребенка даже за малый успех. Например, «сейчас у тебя получилось хорошо, а завтра выйдет еще лучше».
Окружение школьника тоже влияет на его интерес к занятиям. Если ребенок был замечен в «дурной компании», вполне возможно, его нежелание учиться – это подражание друзьям.
Часто случается так, что родители насильно заставляют школьника делать домашнее задание. Тогда психика ребенка, как и психика любого нормального человека, начинает сопротивляться давлению. В этом случае поможет только беседа. Необходимо научиться договариваться. Важно помнить и то, что детям после школы нужен отдых. Бывает, что родители требуют от ребенка выполнять домашнее задание сразу же по возвращении домой. Это неправильно. В течение двух часов дети могут заниматься своими делами: играть, гулять и т.д. И только после отдыха должны приступать к урокам.
И самый важный фактор – соблюдение режима дня. Вовремя ли ребенок ложится спать? Сколько часов проводит перед телевизором или за компьютером? В семьях, где для каждого занятия выделено определенное время и строго соблюдается режим, дети более организованы и дисциплинированы.
В итоге педагог может дать родителям следующие советы:
– За любые успехи детей в учебе необходимо хвалить.
– За ошибки не ругать, а учиться на них.
– Подарки за учебу дарить не стоит: они лишают стимула. Лучше объяснить детям, зачем нужно учиться, и какая от этого польза ожидает их в будущем.
– Не требовать от детей слишком многого сверх школьной программы.
– Если какой-либо предмет дается слишком тяжело, не стоит пренебрегать помощью репетитора.
– Поддерживать ребенка в его начинаниях и учить позитивно реагировать даже на малые успехи. Учить делиться переживаниями и разделять их с ребенком.
– Подавать ребенку положительный пример, ведь дети часто подражают своим родителям.
– Говорить школьнику о его хороших качествах, учитывать его пожелания и стремления.
Беседы с родителями помогут учителю выявить истоки возникающих проблем, а советы взрослым станут основой для поиска решений. При тесном взаимодействии семьи и педагога ребенок сможет получать удовольствие от учебы.
Наталья Былева